Ура! Как физика физика способствует человеческому счастью

Ура! Как физика физика способствует человеческому счастью

Вспомните, когда в последний раз вам было что праздновать. Если вы выпили за счастливый случай, ваш напиток был, вероятно, алкогольным - и игристым. Задумывались ли вы, почему так приятно выпить стакан чего-то, что вызывает серию микровзрывов во рту?

Стакан игристого напитка полон физики, истории и культуры. Вероятно, мы впервые столкнулись с шипением вместе с открытием алкоголя, так как этанол и углекислый газ (СО2газ являются побочными продуктами брожения. Пить газированные вещества для удовольствия, а не просто пить воду, кажется, то, что делают только люди.

Во Франции 17-го века бенедиктинский монах Дом Периньон значительно усовершенствовал то, что мы теперь знаем как шампанское. Ему потребовалось много лет, чтобы усовершенствовать конструкцию бутылки и пробки, которая могла бы выдерживать высокое давление, необходимое для этого процесса. В игристом вине часть ферментации происходит после того, как жидкость была разлита в бутылки. С КО2 не может выйти из закрытого контейнера, внутри растет давление. В свою очередь, это приводит к тому, что большие количества газа фактически растворяются в жидкости в соответствии с законом Генри - правилом, согласно которому количество газа, которое может быть растворено в жидкости, пропорционально давлению.

Среди прочего, закон Генри объясняет, почему дайверы могут получить декомпрессионную болезнь, если они бросаются на поверхность: на больших глубинах тело подвергается высокому давлению и, следовательно, газы растворяются в крови и тканях в высоких концентрациях. Затем при всплытии давление возвращается к уровню окружающей среды, так что газ «растворяется» и выпускается, образуя болезненные, вредные пузырьки в теле. То же самое происходит, когда мы откупориваем бутылку шампанского: давление внезапно падает до своего атмосферного значения, жидкость становится перенасыщенной углекислым газом - et voilàпузыри появляются!

Со временем, когда жидкость продолжает выделять газ, размер пузырьков увеличивается, а их плавучесть увеличивается. Как только пузырьки становятся достаточно большими, они не могут застрять в микроскопических трещинах в стекле, где они первоначально образовались, и поэтому они поднимаются на поверхность. Вскоре после этого формируется новый пузырь, и процесс повторяется. Вот почему вы, вероятно, наблюдали образование пузырьковых цепочек в бокалах для шампанского, а также печальную тенденцию шипучих напитков распадаться через некоторое время.

Интересно, что Жерар Лигер-Белер, профессор химической физики в Университете Реймса Шампань-Арденны во Франции, открытый что большая часть газа, теряемого в атмосферу в игристом вине, выходит не в виде пузырьков, а с поверхности жидкости. Тем не менее, этот процесс значительно усиливается за счет того, что пузыри поощрять Шампанское течет в бокал. На самом деле, если бы не было пузырьков, потребовались бы недели, чтобы напиток потерял свой углекислый газ.

Привлекательный игристый характер шампанского можно найти и в других напитках. Когда речь идет о пиве и газированной воде, пузырьки не образуются в результате ферментации, а вводятся искусственно путем разлива жидкости под высоким давлением с избыточным количеством углекислого газа. Опять же, когда он открыт, газ не может оставаться растворенным, поэтому появляются пузырьки. Искусственная газировка была фактически обнаружена английским химиком 18-го века Джозефом Пристли - более известным благодаря обнаружению кислорода - при исследовании метода сохранения питьевой воды на кораблях. Газированная вода также встречается в естественных условиях: в южном французском городе Верже, где разливается бутилированная торговая марка минеральной воды Perrier, подземный источник воды подвергается воздействию углекислого газа под высоким давлением и выглядит естественно газированным.


Получите последние новости от InnerSelf


Когда газированный напиток богат загрязняющими веществами, которые прилипают к поверхности, известный как поверхностно-активные веществапузыри могут не взорваться, когда они достигнут вершины, но накапливаться там как пена. Это то, что дает пиву свою голову. В свою очередь, эта пена влияет на текстуру, вкус и вкус напитка. С физической точки зрения, пена также изолирует напиток, делая его более холодным в течение более длительного времени и действуя как барьер для выхода углекислого газа. Этот эффект настолько важен, что на стадионе Dodger в Лос-Анджелесе пиво иногда подают с головкой из искусственной пены. В последнее время исследователи открытый Еще один интересный эффект: пенопластовая головка предотвращает разлив пива, когда кто-то ходит с открытым стаканом в руке.

Dнесмотря на наше твердое тело понимание о формировании пузырьков в напитках, остается вопрос: почему мы любим напитки с пузырьками? Ответ остается неясным, но некоторые недавние исследования могут помочь нам понять. Взаимодействие углекислого газа с определенными ферментами, содержащимися в слюне, вызывает химическую реакцию, в результате которой образуется углекислота. Считается, что это вещество стимулирует некоторые болевые рецепторы, подобные тем, которые активируются при дегустации острой пищи. Таким образом, кажется, что так называемый «углекислый укус» является своего рода острой реакцией - и людям (как ни странно) это нравится.

Наличие и размер пузырьков могут даже повлиять на наше восприятие аромата. В недавнем изучение, Исследователи обнаружили, что люди могут испытывать укус углекислоты без пузырьков, но пузырьки изменили вкус. У нас до сих пор нет четкого представления о механизме, посредством которого пузырьки влияют на вкус, хотя у производителей безалкогольных напитков есть способы отрегулировать количество газирования в соответствии со сладостью и природой напитка. Пузыри также влиять на скорость, с которой алкоголь усваивается в организме - поэтому верно, что игристый напиток заставит вас чувствовать себя опьяненным быстрее.

Что касается нас, то все это дает отличный повод говорить о физике. Конечно, мы тоже наслаждаемся игристыми напитками - но лично мы празднуем добавление научного подхода к предмету, чтобы большинство людей могло относиться к нему. Более того, пузырьковые жидкости имеют много практических применений. Они необходимы для некоторых методов извлечения масло; для объяснения смертельных подводных взрывов известный as извержения лимона; и для понимания многих других геологических явленийнапример, вулканы и гейзеры, на деятельность которых сильно влияют образование и рост пузырьков газа в извергающейся жидкости. Итак, в следующий раз, когда вы будете праздновать и отбивать бокал шампанского, обязательно знайте, что физика способствует сумме человеческого счастья. Здоровья!Aeon counter - не удалять

Об авторах

Роберто Зенит - исследователь и профессор инженерных наук в Национальном автономном университете Мексики, а также член Американского физического общества. Его работа была опубликована в Журнал механики жидкости и Физические обзоры жидкостей, среди многих других.

Хавьер Родригес Родригес - адъюнкт-профессор в Группе механики жидкостей Мадридского университета им. Карлоса III. Его работа появилась в Журнал механики жидкостисреди многих других публикаций.

Эта статья была первоначально опубликована в геологический период и был переиздан в Creative Commons.

Книги по этой теме

{AmazonWS: searchindex = Книга, ключевые слова = счастье; maxresults = 3}

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Cheers! How The Physics Of Fizz Contributes To Human Happiness

Cheers! How The Physics Of Fizz Contributes To Human Happiness

Think of the last time you had something to celebrate. If you toasted the happy occasion, your drink was probably alcoholic – and bubbly. Have you ever wondered why it’s so enjoyable to imbibe a glass of something that sets off a series of microexplosions in your mouth?

A glass of a bubbly drink is full of physics, history and culture. We probably first encountered fizz alongside the discovery of alcohol, since both ethanol and carbon dioxide (CO2) gas are byproducts of fermentation. Drinking carbonated substances for pleasure – rather than simply staying hydrated – appears to be something only humans do.

In 17th-century France, the Benedictine monk Dom Pérignon greatly refined what we now know as Champagne. It took him many years to perfect a bottle and cork design that could withstand the high pressures that the process required. In sparkling wine, part of the fermentation takes place after the liquid has been bottled. Since the CO2 can’t escape the closed container, the pressure builds inside. In turn, this results in large gas quantities being actually dissolved into the liquid, in accordance with Henry’s law – a rule stating that the amount of gas that can be dissolved in a liquid is proportional to the pressure.

Among other things, Henry’s law explains why divers can get decompression sickness if they rush their ascent to the surface: at great depths, the body is exposed to a high pressure and, consequently, gases are dissolved in blood and tissues in high concentrations. Then, when surfacing, the pressure returns to the ambient level, such that the gas ‘exsolves’ and is released to form painful, harmful bubbles in the body. The same happens when we uncork a bottle of Champagne: the pressure suddenly drops back to its atmospheric value, the liquid becomes supersaturated with carbon dioxide – et voilà, bubbles emerge!

Over time, as liquid continues releasing gas, the size of the bubbles grows, and their buoyancy increases. Once the bubbles get sufficiently big, they can’t stay stuck to the microscopic crevices in the glass where they originally formed, and so they rise to the surface. Soon after, a new bubble forms and the process repeats itself. That’s why you’ve probably observed bubble chains forming in Champagne glasses – as well as the sad tendency of fizzy drinks to go flat after a while.

Intriguingly, Gérard Liger-Belair, professor of chemical physics at the University of Reims Champagne-Ardenne in France, discovered that most of the gas lost to the atmosphere in sparkling wine doesn’t escape in the form of bubbles, but from the surface of the liquid. However, this process is highly enhanced by the way that bubbles encourage the Champagne to flow in the glass. In fact, if there were no bubbles, it would take weeks for a drink to lose its carbon dioxide.

The attractive bubbly character of Champagne can be found in other drinks, too. When it comes to beer and carbonated water, the bubbles don’t come from fermentation but are introduced artificially by bottling the liquid at high pressure with an excess amount of carbon dioxide. Again, when opened, the gas can’t stay dissolved, so bubbles emerge. Artificial carbonation was actually discovered by the 18th-century English chemist Joseph Priestley – better known for discovering oxygen – while investigating a method to preserve drinking water on ships. Carbonated water also occurs naturally: in the southern French town of Vergèze – where Perrier, the commercial brand of mineral water, is bottled – an underground water source is exposed to carbon dioxide at high pressure, and comes up naturally fizzy.

When a carbonated beverage is rich in contaminants that stick to the surface, known as surfactants, bubbles might not burst when they reach the top but accumulate there as foam. That’s what gives beer its head. In turn, this foam affects the texture, mouthfeel and flavour of the drink. From a more physical perspective, foam also insulates the drink, keeping it colder for a longer time and acting as a barrier to the escape of carbon dioxide. This effect is so important that in the Dodger Stadium in Los Angeles beer is sometimes served with a head of artificial foam. Recently, researchers have discovered another interesting effect: a foam head prevents the beer from spilling when one walks with an open glass in hand.

Despite our solid understanding of bubble formation in drinks, a question remains: just why do we like drinks with bubbles? The answer remains elusive, but some recent studies can help us understand. The interaction of carbon dioxide with certain enzymes found in saliva causes a chemical reaction that produces carbonic acid. This substance is believed to stimulate some pain receptors, similar to those activated when tasting spicy food. So it seems that the so-called ‘carbonation bite’ is a kind of spicy reaction – and humans (strangely) seem to like it.

The presence and size of bubbles can even affect our perception of flavour. In a recent study, researchers found that people could experience the bite of carbonic acid without bubbles, but bubbles did change how things tasted. We still don’t have a clear picture of the mechanism by which bubbles influence flavour, though soft-drink manufacturers have ways of adjusting the amount of carbonation according to the sweetness and nature of the drink. Bubbles also affect the rate at which alcohol is assimilated into the body – so it’s true that a bubbly drink will make you feel inebriated more quickly.

As far as we’re concerned, all this offers a great excuse to talk about physics. We enjoy bubbly drinks too, of course – but personally, we celebrate adding a touch of science to a subject so that most people can relate to it. What’s more, bubbly liquids have many practical applications. They’re essential to some techniques for extracting oil; for explaining deadly underwater explosions known as limnic eruptions; and for understanding many other geological phenomena, such as volcanoes and geysers, whose activity is strongly influenced by the formation and growth of gas bubbles in the erupting liquid. So, the next time you celebrate and knock back a glass of bubbly, be sure to know that physics contributes to the sum of human happiness. Salud!Aeon counter – do not remove

About The Authors

Roberto Zenit is a researcher and professor of engineering at the National Autonomous University of Mexico, and fellow of the American Physical Society. His work has been published in the Journal of Fluid Mechanics and Physical Review Fluids, among many others. 

Javier Rodríguez Rodríguez is an associate professor with the Fluid Mechanics Group of Carlos III University of Madrid. His work has appeared in the Journal of Fluid Mechanics, among many other publications. 

This article was originally published at Aeon and has been republished under Creative Commons.

Related Books

{amazonWS:searchindex=Books;keywords=happiness;maxresults=3}

enafarzh-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

follow InnerSelf on

facebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}