Рождение нового культурного мифа

Мифы имеют смысл в (и) культурном контексте. Когда меняется контекст, старые мифы перестают иметь смысл. Вот что случилось с греческими мифами более двадцати пяти столетий назад, когда философы вроде Ксенофана стали подвергать сомнению реальность традиционных богов и богинь. В том же духе наши собственные философы в течение последних двух столетий пытались заменить иудейско-христианские мифы, пытаясь заменить его светской заменой.

В мифе и философии: конкурс правды, философ Лоуренс Дж. Хатаб из Университета Доминиона утверждал, что миф не может и не должен сводиться к другим способам выражения (например, рациональному объяснению в философии, математике или науке) и что по-своему миф предлагает истины как реальные и важными, как рациональные рассуждения. Более того, согласно Хатату, когда философия пытается полностью разбить миф, она теряет свой путь; и эта попытка со стороны современной науки и философии демифологизировать человеческое сознание, которая ослабила наши связи с самыми глубокими истинами нашего культурного наследия.

Материалистические философы, против которых выступает Хатаб, говорят, что мы должны полностью избавиться от мифов, стать более рациональными и отучить себя от суеверий. Миф, говорят они, должен уйти в отставку в пользу науки. Но наука, хотя она сформулирована так, как она отличается от традиционных мифов, все еще служит мифической функции: она рассказывает нам, как началась Вселенная, откуда пришли первые люди, и как мир стал таким, каким он есть. Это предположение, что мы устраняем мифологию, основано на фундаментальном непонимании мифа и человеческой психики. Миф в какой-то форме неизбежен и необходим. Наши знания всегда конечны и всегда перекрываются нашей потребностью в значении. Наши мысли и устремления ищут какой-то символический язык, с помощью которого мы можем говорить и участвовать в том, что мы иначе не можем видеть, прикоснуться или попробовать. Какова наша цель, наш смысл, наша цель как люди? Это вопросы, на которые может ответить миф.

Практически каждый мыслящий человек видит необходимость в драматическом глобальном обновлении, если наш мир должен выжить; и, поскольку величайшие политики, художники, духовные лидеры и даже ученые знают в своих костях, только новый миф может вдохновить творческие культурные изменения. Но откуда взялся этот вдох?

По иронии судьбы, хотя многие ученые пытались полностью отменить миф, именно сама наука кажется мне основным источником нового мифа. Сильные стороны науки - это постоянная проверка теории с опытом и ее способностью генерировать новые теории в ответ на новые открытия. Хотя это еще очень молодое предприятие и способное порождать свои собственные иррациональные догмы, наука в принципе покорна и самокорректируется. В настоящее время кажется, что элементы нового мифа появляются через квантовую и теорию относительности, хотя более прямо и мощно через выводы антропологии (которая «открывает» мудрость коренных народов), психологии (которая только начинает развиваться всестороннее понимание человеческого сознания), социология (которая предлагает сравнительный взгляд на экономику и образ жизни людей) и экологию, а также через глубокий, почти универсальный человеческий ответ на взгляд планеты Земля из космоса, изображение, которое должно быть больше к технологии, чем к теоретической науке.

Кажется, каждый из этих источников способствует формулированию мифа, чьи общие черты становятся достаточно ясными, чтобы его можно было сформулировать в простой форме истории. Мы могли бы назвать это мифом об исцелении и смирении. Он начинается как нечто похожее на старый миф, но расходится довольно быстро.

Новая история

Десятки тысяч лет назад люди существовали благодаря сбору диких растений. Наши предки были кочевыми и жили в волшебной взаимозависимости с их окружением. Животные и деревья были их друзьями и говорили с ними. Конечно, они столкнулись с проблемами - например, с болезнями и несчастными случаями - но в целом они имели хорошее здоровье и стабильную и богатую общинную жизнь.

В то время как адаптация других существ к их окружению была физической и инстинктивной, люди развивали большие мозги, которые позволяли им адаптироваться и развиваться социально, духовно и лингвистически способами, которые были уникальными. Эта способность для внутреннего развития и, следовательно, для культурного изобретения позволила людям быстро реагировать на изменения окружающей среды. И окружающая среда изменилась - ледниковые периоды после теплых периодов; наводнения после засух - иногда в течение тысячелетий, иногда в течение нескольких часов или дней.

Самые драматические изменения климата были вызваны случайными массовыми столкновениями кометы или астероидов. По крайней мере, один раз, еще десятки тысяч лет назад, атмосфера планеты замерзла в течение многих лет пылью, поднятой от такого столкновения. Так много растений вымерли в те годы, когда люди прибегали к охотничьим животным для еды. Позже они сохранили привычку.

Затем, между десятью тысячами и двенадцатью тысячами лет назад, еще одна серия катастроф вдохновила на более человеческую адаптацию. До этого времени дикая игра была многочисленной - настолько, что человеческое население разрасталось. Но теперь многие из крупных охотничьих животных охотились на вымирание. Кроме того, климат повсюду быстро колебался, и уровень моря поднимался, утопая в густонаселенных прибрежных районах. Внезапно мир изменился, и люди тоже должны были измениться, чтобы выжить.

Племена, которые были наиболее глубоко травмированы этими событиями, как правило, жили в постоянном чрезвычайном положении, обвиняли себя в том, что они провоцировали богов и передавали их чувственную травму своим детям в форме оскорбительной дисциплины. Если раньше человеческие группы были эгалитарными, этот новый кризис, казалось, требовал строгого руководства. Мужчины - особенно самые сильные и наиболее управляемые - стали доминирующими. Племена начали бояться и сражаться друг с другом, бояться неба и стихий.

Еще одна социальная адаптация к катастрофе связана с основными способами, с помощью которых люди относятся к окружающей среде. Каждое существо и каждая культура должны выживать как путем адаптации к окружающей среде, так и путем изменения окружающей среды. Но между этими двумя направлениями действия существуют относительные степени компромисса. В случае наших предков-палеолитов, охваченных кризисом, некоторые, по-видимому, выбрали первое, решив больше узнать о природном мире, чтобы они могли лучше приспособиться к нему. Они мечтали о мифах, которые кодировали значения, связанные с защитой популяций диких животных, с сохранением числа людей в пределах границ и с соблюдением разнообразия и взаимосвязи сети жизни.

Однако другие люди решили сосредоточиться на адаптации окружающей среды к себе. Они одомашнили растения и животных; они очистили и вспахали землю. Они выбрали лучшие места и построили постоянные поселения. Население этих групп продолжало расти беспрепятственно. По мере увеличения размеров поселений социальные структуры стали более стратифицированными, а классы развивались. Несколько человек стали богатыми и могущественными; остальные старались сделать себя полезными. По мере расширения их территории они вступили в конфликт с другими оседлыми группами, с которыми они сражались или формировали союзы; или с собирателями пищи и охотниками, которых они убили или поработили.

Где бы они ни обосновались, они исчерпали землю. После нескольких поколений голод ударит, и они будут двигаться дальше. В конце концов, однако, их население и территории выросли настолько, что больше некуда идти. Между тем, практически все народы, которые переняли первый вариант, теперь поглощены землями плантаторов и пастухов. Возросли огромные города, и устройства были изобретены по любой мыслимой цели - для связи, транспортировки, производства, приготовления пищи, уборки, личной гигиены и массового убийства. Кормление масс в городах и производство всех этих новых устройств требовали все более интенсивного ведения сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых и беспощадной регламентации человеческого труда.

Поскольку вся Земля начала кричать от усталости, когда города начали разлагаться в фракционной войне, а когда голод охватил более бедные классы групп посадки и пастбищ, молодежь последних начала искать несколько оставшихся народов, которые научились приспосабливаться к земле. Плантаторы, которые были настолько высокомерны, начали смиряться перед своими двоюродными братьями, от которых они давно ушли, и которых они убивали и порабощали при каждой возможности. Они начали смиряться перед дикими вещами и дикими местами Земли. Они поклялись исцелить и возобновить землю и создать священные узы взаимного уважения и помощи между видами и культурами. И они поклялись помнить, чтобы они не повторили те же ошибки.

Все вместе, постепенно, они поняли и освободили свои древние страхи. Они начали использовать накопленные и накопленные мудростью и знаниями в течение предыдущих тысячелетий, чтобы начать строить новый образ жизни, отличающийся как от их изначальных путей сбора пищи, так и от их более поздних способов посадки и пастбищ. Понимая теперь, что все они были глубоко раненными, они вместе решили исцелить глубокие последствия травмы и отказаться от насилия. Они научились ограничивать свое население и удовлетворять свои основные потребности все более простыми способами. Их социальные группировки стали меньше и более демократичными. Кризис, который они только что пережили, глубоко впечатлил их новым чувством нравственности: если раньше они праздновали необузданное потребление и накопление, теперь они знали опасности избыточного размера, скорости и изощренности. Они узнали, что только благодаря уважению всей жизни они могут снова жить в магической взаимозависимости с их естественным окружением. Теперь же, они уже начали видеть землю священной и слышать голоса деревьев и животных. И снова жизнь была хорошей.

ЭТО ПРАВДА?

Справедливо рассматривать этот новый миф со степенью скептицизма. В конце концов, мифы могут использоваться для манипулирования людьми. Во многих случаях отдельные люди или группы просто разработали новый миф, изучив требования и поправив их по этому случаю. В настоящее время появилось немало современных мифов нашей культуры - национальных мифов, экономических мифов, мифов о военных врагах и любимых политических лидерах. Но самые настоящие и самые настоящие мифы не производятся: они мечтают и пели, танцевали и жили.

При написании этой истории я прекрасно понимаю, что я в какой-то мере «обрабатываю» ее в указанном выше смысле, но в то же время излагаю ее из какого-то источника за себя. Я убежден, что основной набросок истории имеет свою собственную жизнь и является истиной, как в том смысле, что она является фактической, так и в том смысле, что она верна жизни. Конечно, ни один миф не является полностью верным, нежели любая научная теория, полностью истинная. Но если это поможет нам увидеть себя и нашу ситуацию с более всеобъемлющей точки зрения, тогда мы, возможно, выиграем, слегка удерживая ее на некоторое время и видя, как она влияет на то, как мы видим и что делаем.

Один из способов, которым я предлагаю проверить подлинность этого (или любого) нового мифа, - это задать вопрос, кому он служит? Служит ли это интересам влиятельных людей и институтов, которые привыкли создавать мифы? Или он служит большему избирательному округу?

Предполагая, что эта история в каком-то смысле представляет собой новый миф, такой как Юнг, что мы должны делать? Должны ли мы рекламировать его? В некотором смысле, это то, что я делаю, записывая его и публикуя. Если бы я не думал, что в упражнении есть какая-то полезность, я бы не стал беспокоиться. Но это ограниченная полезность. В конце концов, эта история является лишь одной артикуляцией нового мифа. Другие люди в разное время и с разными перспективами, несомненно, будут использовать его в других, возможно, более верных или более убедительных условиях. Некоторые расскажут историю на богословском языке, тогда как я решил не делать этого. Кроме того, есть много связанных рассказов, которые я пропустил из этой версии - те, которые связаны с возвращением Богини; с открытием нежной, честной мужественности; с деталями нашего реального или потенциального возобновления склеивания с животными, травами и камнями.

ЖИЗНЬ НОВОГО МИФА

Тем не менее, важнее, чем трансляция истории, это ее жизнь. Мы можем узнать ее правду только путем тестирования ее в лаборатории нашего поведения и восприятия. Конечно, такое усилие имеет смысл только в том случае, если у человека уже есть какое-то интуитивное чувство истины и необходимости нового мифа, которые, я считаю, есть у многих людей. Те из нас, кто видит необходимость ограничить рост населения и способствовать экономическому равенству и демократии; которые ищут способы почтить естественные циклы, энергии и равновесия и развивать женский принцип в мире и в нашем собственном сознании, все уже обращены к невидимому наброску этого нового видения человеческой цели и смысла.

Поскольку старый миф рушится, принимая с собой институты, экономики и жизни, возможно, нам нужна история, чтобы понять смысл углубляющегося хаоса и привести нас к более последовательной и устойчивой структуре существования. Но эта новая история послужит нам только тогда, когда она выберет свою силу из глубин нашего существа, где все сближается культура, природа и дух. Это факт, или это только принятие желаемого за действительное? - что, поскольку цементный фасад цивилизации становится все более впечатляющим, он также становится более хрупким. Трещины постоянно появляются. И через эти трещины мы видим человеческую уязвимость и ранение тех, кто населяет здание.

Еще глубже мы время от времени ловим проблеск света, пылающего в ядре человечества, огня, который горит в сердце творения. Этот огонь является источником, из которого растут новые культуры и новые виды; это порождающий потенциал самой жизни. И здесь лежит наша надежда: в пылу разрушения мира и обновления мира мы можем научиться жить в этом пламени.


родыЭта статья была взята из:

Книга Ричарда Хайнберга
Новый Завет с природой.

Перепечатано с разрешения издателя Quest Books. © 1996. http://www.theosophical.org.

Информация / Заказ книги.


Об авторероды

Ричард Хейнберг широко читал лекции, выступал на радио и телевидении и писал многочисленные эссе. Его альтернативная ежемесячная широкая сторона, MuseLetter, был включен в Утне читателей ежегодный список лучших альтернативных информационных бюллетеней. Он также является автором Празднуйте Solstice: Чествование Сезонные ритмы Земли через фестиваля и церемонии.


enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Birthing A New Cultural Myth

Myths make sense in (and of) a cultural context. When the context changes, the old myths stop making sense. That's what happened to the Greek myths over twenty-five hundred years ago, when philosophers like Xenophanes began to question the reality of the traditional gods and goddesses. In a similar spirit, our own philosophers have been chipping away at the Judeo-Christian mythos for the past couple of centuries, attempting to replace it with a secular substitute.

In Myth and Philosophy: A Contest of Truths, philosopher Lawrence J. Hatab of Dominion University has argued that myth cannot and should not be reduced to other modes of expression (such as rational explanation in philosophy, mathematics, or science), and that in its own way myth offers truths as real and important as those of rational discourse. Moreover, according to Hatab, when philosophy tries to break completely with myth, it loses its way; and it is this attempt on the part of modern science and philosophy to demythologize human consciousness that has weakened our ties with the deepest truths of our cultural heritage.

The materialist philosophers that Hatab opposes say that we should get rid of myths altogether, become more rational, and wean ourselves from superstition. Myth, they say, should retire in favor of science. But science, though it is formulated in a way quite different from traditional myths, still serves a mythic function: It tells us how the Universe began, where the first people came from, and how the world came to be the way it is. This suggestion that we do away with mythology is based on a fundamental misunderstanding of myth and of the human psyche. Myth in some form is inevitable and necessary. Our knowledge is always finite, and is always overlapped by our need for meaning. Our thoughts and aspirations seek some symbolic language through which we can talk about, and participate in, what we otherwise cannot see, touch, or taste. What is our goal, our meaning, our purpose as human beings? These are the questions a myth can answer.

Virtually every thinking person sees the need for dramatic global renewal if our world is to survive; and, as the greatest politicians, artists, spiritual leaders, and even scientists know in their bones, only a new myth can inspire creative cultural change. But where will this bolt of inspiration come from?

Ironically, while many scientists have sought to undo myth altogether, it is science itself that seems to me to be serving as a primary source for a new myth. Science's great strengths are its continual checking of theory with experience and its ability to generate new theories in response to new discoveries. While it is still a very young enterprise, and capable of generating its own irrational dogmas, science is in principle malleable and self-correcting. Currently, it appears that elements of a new myth are emerging through quantum and relativity physics, though more directly and powerfully through the findings of anthropology (which is "discovering" the wisdom of native peoples), psychology (which is only beginning to develop a comprehensive understanding of human consciousness), sociology (which offers a comparative view of human economies and lifestyles), and ecology -- as well as through the profound, nearly universal human response to the view of planet Earth from space, an image that owes more to technology than to theoretical science.

Each of these sources is, I believe, contributing to the formulation of a myth whose general features are becoming clear enough that it can be articulated in simple story form. We could call it the myth of healing and humility. It starts out somewhat like the old myth, but diverges rather quickly.

THE NEW STORY

Tens of thousands of years ago, human beings subsisted by gathering wild plants. These ancestors of ours were nomadic and lived in a magical interdependence with their surroundings. The animals and trees were their friends and spoke to them. To be sure, they faced challenges -- sickness and accidents, for example -- but generally enjoyed good health and a stable and rich communal life.

While other creatures' adaptations to their environment were physical and instinctual, human beings had developed large brains that allowed them to adapt and develop socially, spiritually, and linguistically in ways that were unique. This capacity for inner development and thus for cultural invention allowed people to respond quickly to environmental changes. And the environment did change -- ice ages following warm periods; floods following droughts -- sometimes over the course of millennia, other times in the space of hours or days.


 Get The Latest From InnerSelf


The most dramatic climate shifts were brought about by occasional massive comet or asteroid impacts. On at least one occasion, still tens of millennia ago, the planet's atmosphere was darkened for years by dust raised from such a collision. So many plants died out during those years that humans resorted to hunting animals for food. Later, they retained the habit.

Then, between ten thousand and twelve thousand years ago, another series of catastrophes inspired more human adaptations. Up to this time, wild game had been plentiful -- so much so, that the human population had burgeoned. But now many of the big game animals were being hunted to extinction. In addition, climates everywhere were fluctuating rapidly and sea levels were rising, drowning densely populated coastal areas. Suddenly the world had changed, and people would have to change too in order to survive.

The tribes that had been most deeply traumatized by these events tended to live in a perpetual state of emergency, to blame themselves for provoking the gods, and to pass their felt trauma on to their children in the form of abusive discipline. Whereas before human groups had been egalitarian, this new crisis seemed to call for stern leadership. Men -- especially the strongest and most driven ones -- became dominant. Tribes began to fear and fight one another, and to fear the sky and the elements.

One further social adaptation to catastrophe had to do with the basic ways in which people related to their environment. Every creature, and every culture, must survive both by adapting to its environment, and by altering its environment to suit itself. But there are relative degrees of compromise between these two courses of action. In the case of our crisis-ridden Paleolithic ancestors, some apparently chose the former, deciding to learn more about the natural world so that they could accommodate themselves better to it. They dreamed myths that encoded meanings having to do with protecting populations of wild animals, with keeping the numbers of humans within bounds, and with honoring the diversity and interconnectivity of the web of life.

Other people, however, decided to concentrate on adapting the environment to themselves. They domesticated plants and animals; they cleared and plowed the land. They chose the best places and built permanent settlements. The populations of these groups continued to grow unchecked. As settlements increased in size, social arrangements became more stratified and classes developed. A few individuals became wealthy and powerful; the rest tried to make themselves useful. As their territory expanded, they came into conflict with other settled groups, with whom they fought or formed alliances; or with food gatherers and hunters, whom they killed or enslaved.

Wherever they settled, they exhausted the land. After a few generations, famine would strike and they would move on. Eventually, however, their populations and territories grew so large that there was nowhere else to go. Meanwhile, virtually all of the peoples who had taken the first option were now absorbed within the lands of the planters and herders. Huge cities sprang up, and devices were invented for every imaginable purpose -- for communication, transportation, manufacture, cooking, cleaning, personal hygiene, and mass killing. The feeding of the masses in the cities and the production of all these new devices required increasingly intensive farming and mining, and the ruthless regimentation of human labor.

As the whole Earth began to cry out in fatigue, as cities began to disintegrate in factional warfare, and as hunger gripped the poorer classes of the planting-and-herding groups, the youth of the latter began to seek out the few remaining peoples who had learned to adapt themselves to the land. The planters, who had been so arrogant, began to humble themselves before their cousins, from whom they had departed so long ago and whom they had butchered and enslaved at every opportunity. They began to humble themselves before the wild things and the wild places of the Earth. They vowed to heal and renew the land and to forge sacred ties of mutual respect and aid between species and cultures. And they vowed to remember, so that they would not make the same mistakes again.

All together, gradually, they came to understand and release their ancient fears. They began to use the wisdom and knowledge they had accumulated and preserved through the previous millennia to begin to build a new way of life, different both from their primordial food-gathering ways and from their later planting-and-herding ways. Realizing now that they were all deeply wounded, they together resolved to heal the deep effects of trauma, and to renounce violence. They learned to limit their population, and to satisfy their basic needs by ever-simpler means. Their social groupings became smaller and more democratic. The crisis they had just been through had deeply impressed them with a new sense of morality: Whereas before they had celebrated unbridled consumption and accumulation, now they knew the perils of excess size, speed, and sophistication. They had learned that it was only by respecting all life that they could live again in magical interdependence with their natural surroundings. Now, as long ago, they began to see the land as sacred, and to hear the voices of the trees and animals. Once again, life was good.

IS IT TRUE?

It is fair to regard this new myth with a degree of skepticism. After all, myths can be used to manipulate people. On many occasions individuals or groups have simply engineered a new myth by studying the requirements and tailoring one for the occasion. Quite of few of our culture's current myths came into being this way -- national myths, economic myths, myths about war enemies and beloved political leaders. But the truest and most genuine myths aren't manufactured: they are dreamt and sung and danced and lived.

In writing this story, I am keenly aware that I am to some extent "manufacturing" it, in the sense above, but at the same time articulating it from some source beyond myself. I am convinced that the basic outline of the story has a life of its own and is true, both in the sense that it is factual and in the sense that it is true to life. Of course, no myth is entirely true, any more than is any scientific theory entirely true. But if it helps us see ourselves and our situation from a more inclusive viewpoint, then we may perhaps profit by holding it lightly for a time and seeing how it affects the way we see and be.

One way in which I'd suggest testing the genuineness of this (or any) new myth is by asking the question, whom does it serve? Does it serve the interests of powerful people and institutions -- the sort who are in the habit of manufacturing myths? Or does it serve a larger constituency?

Assuming this story is in some sense a new myth such as Jung was calling for, what should we do about it? Should we advertise it? In a sense, that's what I'm doing by writing it down and publishing it. If I didn't think that there is some usefulness in the exercise, I wouldn't bother. But it is a limited usefulness. This story is, after all, only one articulation of the new myth. Other people at different times and with differing perspectives will doubtless cast it in other, perhaps truer or more compelling terms. Some would tell the story in theological language, whereas I have chosen not to. Also, there are many related sub-stories that I have omitted from this rendition -- ones having to do with the return of the Goddess; with the rediscovery of gentle, honest manhood; with the details of our real or potential renewed bonding with the animals, the herbs, and the stones.

LIVING THE NEW MYTH

More important than broadcasting the story, however, is living it. We can discover its truth only by testing it in the laboratory of our behavior and perceptions. Of course, such an effort only makes sense if one already has some intuitive sense of the new myth's truth and necessity -- which, I believe, many people have. Those of us who see the need to limit population growth and to foster economic equality and democracy; who are seeking ways to honor natural cycles, energies, and balances and to nurture the feminine principle in the world and in our own consciousnesses are all already drawn to the invisible outline of this new vision of human purpose and meaning.

As the old myth crumbles, taking with it institutions, economies, and lives, perhaps we need a story to make sense of the deepening chaos and to guide us toward a more coherent and sustainable pattern of existence. But that new story will serve us well only if it draws its power from the depths of our being, where culture, nature, and spirit all converge. Is it a fact, or is it only wishful thinking? -- that as the cement facade of civilization grows more impressive it also becomes more brittle. Cracks continually appear. And through those cracks we see the human vulnerability and woundedness of those who inhabit the edifice.

Deeper still, we occasionally catch a glimpse of light-aflame blazing at the core of humanity, a fire that burns at the heart of creation. This fire is the source from which new cultures and new species spring; it is the generative potential of life itself. And here lies our hope: In the heat of world destruction and world renewal, can we but learn to dwell in that flame.


birthingThis article was excerpted  from:

Richard Heinberg's book
A New Covenant with Nature.

Reprinted with permission from the publisher, Quest Books. ©1996. http://www.theosophical.org.

Info/Order book.


About The Authorbirthing

Richard Heinberg has lectured widely, appeared on radio and television, and written numerous essays. His alternative monthly broadside, MuseLetter, was included in Utne Reader's annual list of Best Alternative Newsletters. He is also the author of Celebrate the Solstice: Honoring the Earth's Seasonal Rhythms through Festival and Ceremony.


 

 

enafarzh-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

follow InnerSelf on

facebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}