Достижение Тишины Абсолютного Самадхи через Зазена

Достижение Тишины Абсолютного Самадхи через Зазена

Давайте попробуем эксперимент, который мы называем "одной минуты дзадзэн»:

Открыв глаза, смотришь на что-то вдалеке: угол здания за окном, точка на холме, дерево или куст или даже изображение на стене.

В то же время, остановитесь, или почти остановитесь, дышите, и с вашим вниманием сосредоточитесь на этом одном пункте, постарайтесь помешать идеям проникнуть в ваш разум.

Вы обнаружите, что действительно сможете подавить мысли от начала. Вы можете почувствовать начало какого-то мыслящего действия в своем сознании, но это тоже можно держать под контролем.

Повторная практика даст вам возможность препятствовать появлению даже самой слабой тени мысли.

Это ингибирование можно поддерживать до тех пор, пока дыхание остановлено или почти остановлено. Ваши глаза четко отражают изображения внешних объектов, но «восприятие» не происходит. Никакое мышление о холме, не представление о здании или картине, никакой мыслительный процесс относительно вещей внутри или вне вашего разума не появится. Ваши глаза просто отражают образы внешних объектов, как зеркало отражает их. Это простейшее умственное действие можно назвать «чистым ощущением».

Уильям Джеймс в своем классическом учебнике психологии изображает это чистое ощущение следующим образом:


Получите последние новости от InnerSelf


«Ощущение отличается от восприятия? Невозможно строго определить ощущение ... и восприятие сливается друг с другом бесчувственными степенями. Все, что мы можем сказать, это то, что мы имеем в виду ощущения - это первые вещи на пути сознания. немедленные результаты при сознании нервных потоков, когда они входят в мозг, прежде чем они пробудили какие-либо предложения или ассоциации с прошлым опытом: абсолютно чистые ощущения.

«Следующее впечатление производит мозговую реакцию, в которой пробуждается пробужденное следование последнего впечатления. В этом и состоит другое чувство и более высокий уровень познания.« Идеи »об объекте смешиваются с осознанием его простого разумного присутствия, мы называем это, классифицируем его, сравниваем, делаем предложения по этому поводу ... В общем, это высшее сознание о вещах называется восприятием, простое невнятное чувство их присутствия называется ощущением. Мы, похоже, можем впасть в это нечленораздельное в моменты, когда наше внимание полностью рассеяно ».

В нашем эксперименте одноминутного дзадзэн ощущение было результатом сильного торможения процесса мышления. Хотя Джеймс считал, что в какой-то степени мы, похоже, способны «впасть в это нечленораздельное чувство в моменты, когда наше внимание полностью рассеяно», в нашей одноминутной дзадзэн сильная умственная сила контролирует наш ум и подавляет рассеянное внимание и блуждающие мысли. Это не нечленораздельное состояние ума, а сильная, добровольная внутренняя концентрация.

Откуда эта умственная сила? В нашем эксперименте это произошло от остановки (или почти остановки) дыхания. И прекращение дыхания обязательно связано с напряжением брюшных дыхательных мышц? другими словами, развитие напряженности в тандене.

Психическая сила, или мы можем сказать, что духовная сила, в смысле этой сильной внутренней концентрации, происходит от напряжения в тандене. Сначала это может показаться несколько смешным. Но это доказывает, как мы попытаемся показать.

Попробуйте сделать следующее:

Сядьте спокойно в течение времени, с целью не думать что угодно.

В настоящее время, однако, какая-то идея придет вам в голову, и вы погрузитесь в нее и забудете о себе. Но скоро вы внезапно осознаете себя и начнете снова пытаться ничего не думать.

Однако, прежде чем прошло двадцать секунд, вы снова найдете новую идею, которая возникнет и будет задумана, забыв о себе. Повторите те же процессы снова и снова, и, наконец, вы осознаете, что не можете контролировать мысли, происходящие в вашем собственном уме.

Теперь попробуйте изменение одной минуты упражнение дзадзэн:

Остановите или почти остановите свое дыхание. Затем дышите медленно и глубоко, постоянно создавая новое напряжение в брюшных дыхательных мышцах. Вы обнаружите, что ваше внимание может быть поддержано напряжением дыхательных мышц.

Дыхание играет чрезвычайно важную роль в управлении мыслями в практике дзадзэн. Когда вы внимательно наблюдаете, как это делается, вы находите огромное количество усилий. Даже несмотря на это, появляются некоторые недостатки концентрации, и мысли угрожают проникнуть внутрь. Каждый раз они могут быть подавлены новым усилием концентрации.

Усилия включают в себя поддержание или возобновление напряжения в респираторных мышцах. Эта напряженность ведет к самадхи, которая является устойчивым бодрствованием, с максимально контролируемыми мыслями и духовной силой.

В дзадзэн грудную клетку (между шеей и брюшной полостью) следует хранить как можно дольше. Вдыхание осуществляется путем раздувания нижней части живота, в то время как выдох осуществляется путем стягивания мышц живота.

Существует важное различие между нормальным дыханием и дыханием в дзадзэн: у дзадзена свободное сокращение мышц брюшного пресса и их движение вверх направлены против диафрагмы. Это затаило дыхание.

Это звучит сложно, но на самом деле очень просто: вам нужно только задержать дыхание. Если вы постепенно идите медленно, постепенно, это необходимо сделать, удерживая диафрагму вниз и неуклонно проверяя направленное вверх движение мышц живота. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим о «бросании силы в танд». Это приводит к генерации того, что в конечном итоге оказывается духовной силой.

Если вам удастся сохранить диафрагму и мышцы живота, сжимающиеся в оппозиции с почти равной силой, ваше дыхание почти остановится, хотя из-за естественного физического давления появляется небольшое тихое и почти незаметное дыхание из легких. Когда мы говорим о остановленном или почти остановленном дыхании, мы обычно подразумеваем состояние очень тихого дыхания.

В начале этой главы мы описали эксперимент «одноминутного дзадзэн» и обнаружили, что мы можем контролировать мысли, происходящие в мозгу, затаив дыхание. Этот контроль и подавление мысли исходили из этой противоположной напряженности в мышцах живота и диафрагме. Из опыта дзадзэн мы обязаны сделать вывод, что, поддерживая напряжение в мышцах брюшной полости, мы можем контролировать то, что происходит в мозге.

Даже те, кто ничего не знает о Дзене, бросают силу в живот, останавливаясь, когда они пытаются мириться с холодом, терпеть боль или подавлять печаль или гнев. Они используют этот метод для создания того, что можно назвать духовной силой.

Брюшные мышцы можно рассматривать как своего рода генеральный менеджер мышечных движений всего тела. При выполнении тяжелых ручных работ, таких как подъем веса или использование кувалды, вы не можете привести мышцы остальной части тела в игру, не сокращая эти мышцы. Даже поднимая руку или двигая ногу, вы используете мышцы живота. Нарисуйте ручкой или ниткой иглу, и вы обнаружите напряжение, развивающееся в диафрагме. Без сотрудничества с респираторными мышцами вы не можете перемещать какую-либо часть тела, уделять пристальное внимание чему-либо или, действительно, вызывать какие-либо умственные действия. Мы не можем повторять этот факт слишком часто: это имеет огромное значение, но до сих пор его довольно игнорировали.

То, что описано в этой главе, не встречается нигде в литературе Дзэн. Это новое предложение. Конечно, если вы испытываете дзадзэн и не любите предложенный здесь метод, вы можете его игнорировать. Однако по мере развития вашей практики вы можете увидеть ее ценность.

Подсчет и после ДЫХАНИЕ

Обычно начинать практику дзадзэн, считая свое дыхание. Существует три способа сделать это:

1. Подсчитайте как ингаляции, так и выдохи. Когда вы вдыхаете, считайте «один» внутрь; как вы выдыхаете, считаете «два» и так далее до десяти. Затем вернитесь к одному и повторите процесс.

2. Считайте только выдох, от одного до десяти, и повторите. Пусть ингаляции проходят, не считая их.

3. Подсчитайте только ваши вдохи, позволяя пропустить дыхание, не считая их.

Из этих трех, первый метод, как правило, используется для инициации новичков, второй признан как более продвинутый шаг, а третий - для начинающего, но он дает хорошую подготовку во вдохновении.

Когда вы начинаете практиковать первый метод, может быть полезно прошептать подсчет неслышно или даже слышно. Затем, за исключением случаев, когда вы чувствуете потребность в слышимом подсчете, концентрируйтесь на подсчете внутрь.

Практикуя второй метод, скажем, «won-nn» с удлиненным истечением, и после вздоха сказать «two-oo-oo» со следующим истечением. С каждым счетом истечение, естественно, будет опускаться ниже горизонта дыхания. После этого вы продолжаете говорить «три-е-е», «четыре-rr» и т. Д., До десяти.

Но посреди подсчета, какая-то другая идея внезапно появится у вас в голове, и вы некоторое время столкнетесь с этой мыслью. Однако скоро вы вернетесь к себе и снова начнете отсчет? но теперь вы обнаружите, что забыли, где вы остановились, и должны вернуться к началу и начать с одного снова.

Все новички, которые впервые пробуют эту практику, испытывают это, и удивляются их неспособности контролировать свои мысли. Некоторым читателям это трудно поверить. Затем они должны попробовать это для себя и посмотреть, как блуждают их умы. Это то, о чем учитель Дзэн хочет, чтобы они знали, и учитель скажет: «Используйте этот метод на некоторое время, чтобы тренировать свой ум».

Третий метод - обучение дыханию. Самое главное в этом случае - раздуть нижнюю часть живота и вдохнуть. В ходе выражения «один» обычно заполняется дыхательный объем. Когда вы приближаетесь к концу ингаляции, он будет иметь тенденцию становиться грудным дыханием, и вам придется приложить усилия, чтобы поддерживать дыхание в брюшной полости.

ПОЗИТИВНЫЕ самадхи и абсолютного самадхи

Хотя мы подробно обсуждаем самадхи в следующей главе, мы хотим, чтобы на этом этапе было четкое различие между двумя видами самадхи, поскольку это важно для нашей практики подсчета вдохов.

Существует два вида самадхи: абсолютный самадхи и позитивный самадхи. Люди обычно ассоциируют термин самадхи с Нирваной, в котором активность сознания почти прекращается. Но самадхи, достигнутый при подсчете вдохов, включает в себя очень определенное действие сознания. Таким образом, это активный вид самадхи, который мы называем позитивным самадхи, чтобы отличить его от другого, который мы называем абсолютным самадхи.

Мы не называем это «негативным самадхи», потому что абсолютная самадхи составляет основу всей деятельности Дзэн, а также потому, что она заставляет нас испытывать чистое существование.

На сегодняшний день эти два вида самадхи не были четко различимы, и возникла путаница. Некоторые традиции Дзэн включают в себя большой элемент позитивного самадхи, в то время как абсолютный самадхи более важен в других. Мы полагаем, что правильным курсом является одинаковое развитие позитивного и абсолютного самадхи.

Входить в тишину абсолютного самадхи - это избавиться от привычного пути сознания? в старой фразе, «ошеломляющей иллюзорной мысли». Делая это, мы очищаем тело и ум.

Затем, выходя (возвращаясь) в мир реальной жизни и обычной деятельности сознания, мы наслаждаемся позитивной самодхи и свободой ума в сложных ситуациях мира. Это настоящая эмансипация.

Когда мы вернемся к подсчету дыхания, полезную аналогию можно сделать с учетом состояния ума, необходимого для вождения автомобиля. При вождении вы обязаны проявлять два вида внимания. Первое резко сосредоточено, направленное на определенную ограниченную зону впереди вас. Вторая - совершенно противоположная и распространена на широкой территории; вы находитесь в поиске чрезвычайных ситуаций, возникающих в любом направлении.

Точно так же при подсчете вдохов требуются как резко сосредоточенное, так и рассеянное внимание. Мы должны сосредоточиться на чтении номеров и в то же время быть бдительными, чтобы не пропустить их порядок. Это может звучать легко, но на самом деле, чем больше вы концентрируетесь на отдельных дыханиях и счетах, тем сложнее держать внимание широко распространенным в то же время. Для достижения двух вещей сразу требуется жизненно важное усилие.

Последнее слово о подсчете дыхания: если после достижения хорошего прогресса в дзадзэн вы снова вернетесь к этой практике, вы обнаружите, что это приводит к развитию необычайно блестящего состояния сознания. Но этого нельзя ожидать в дзадзэн новичков. Учителя, таким образом, обычно удовлетворяются, если учащиеся могут овладеть только элементами подсчета вдохов и затем передать их в другую практику.

Студенты могут предположить, что они закончили с такой дисциплиной, и им не придется снова практиковать это, но это ошибочно. Студенты, практикующие в одиночку, могут также вернуться к подсчету дыхания время от времени, даже если они перешли к другим видам упражнений.

ПОСЛЕ ДЫХАНИЕ

Некоторое понимание Дзэн заставляет людей смутно искать после абсолютного самадхи, хотя, возможно, и не сознательно. Когда вы тренируетесь, считая дыхание, если вы осознаете, что это тренировка в позитивном самадхи, вы найдете ее блестяще освещающей. Но это произойдет только тогда, когда вы достигли значительного прогресса в своем изучении Дзэн.

Когда новички некоторое время работали над подсчетом дыхания, они найдут, не зная почему, что подсчет является чем-то обременением для них. Они захотят практиковать тихую форму медитации, в которой деятельность сознания будет превзойдена. Затем, очень естественно, они обращаются к практике следования за дыханием.

Инструкция по следующим дыхания очень просты:

Следите за каждым вдыханием и выдохом с сосредоточенным вниманием. В начале вашего выдоха выдохните естественным путем, а затем, когда вы достигнете точки около горизонта дыхания, сжимайте респираторные мышцы, чтобы почти остановить дыхание.

Воздух, оставшийся в легких, почти незаметно побежит, постепенно. Сначала этот побег будет настолько слабым, что вы его не заметите. Но в настоящее время это станет заметным, и поскольку выдох идет ниже горизонта, вы обнаружите, что воздух выталкивается с перерывами.

Если вы управляете побегом воздуха методично, вы будете более эффективно продвигаться к самадхи. Чем дольше выдохнется, тем скорее вы будете там.

Однако очень длинный выдох должен обязательно сопровождаться короткими, довольно быстрыми респирациями из-за недостатка кислорода, который возникает. Это более быстрое дыхание не должно беспокоить самадхи, пока вы продолжаете абдоминальное дыхание. Если вы обнаружите, что этот нерегулярный метод дыхания неудобен, попробуйте более короткие выдохи.

Блуждающих мыслей

Однако, используя короткие или умеренные выдохи, даже тем, кто достиг значительного прогресса в дзадзэн, часто будет трудно контролировать блуждающие мысли. Давайте рассмотрим эти блуждающие мысли на мгновение.

Они бывают двух видов. Первый тип - это то, что появляется на мгновение и быстро исчезает. Второй - повествовательный характер и составляет историю. Первый тип можно разделить на два: (1), заметив, что кто-то кашляет, грохот окна, чирикание птиц и подобные отвлечения, которые на мгновение вторгаются извне; и (2) мгновенная мысль, которая возникает изнутри, так что мы думаем: «Теперь я вхожу в самадхи» или «сегодня я плохо себя чувствую». Такое мышление не мешает нашему попаданию в самадхи очень, и по мере того, как самадхи прогрессирует, эти мысли постепенно исчезают из самих себя.

Второй тип блуждающей мысли - это такое повествование, которое происходит в мечтах, в которых вы думаете, например, о недавнем разговоре, и вы снова поглощены ситуацией. В то время как тело, по-видимому, сидит в медитации, ум начинает сердиться или рассмеяться. Такие мысли часто случаются, когда вы практикуете умеренные выдохи, и они довольно неприятны.

Каждый так часто вы возвращаетесь к себе, замечаете блуждающие мысли и собираете концентрацию, чтобы контролировать фантазию. Но в конце концов вы обнаружите, что ваша сила слишком слаба. Как вы можете выйти из этого состояния?

Нет другого способа, кроме как вызвать напряжение в респираторных мышцах, останавливая или почти останавливая дыхание длинным медленным выдохом. Эта сила и энергия дают вам возможность контролировать блуждающие мысли.

После нескольких длинных выдохов вы обнаружите, что ваш нижний живот снабжен силой, которую вы никогда не испытывали при обычном дыхании. Это дает вам ощущение, можно сказать, что вы сидите на престоле существования.

Это, естественно, приведет вас к самадхи.

Статья Источник:

Руководство по дзэнРуководство по дзэн: Уроки современного мастера
по Katsuki Sekida.


Печатается с разрешения издателя, Новый Свет библиотека. © 2003 www.newworldlibrary.com

Информация / Заказ этой книги (в твердом переплете) или порядка издание переиздания / другое обложка (мягкая обложка).

Больше книг этого автора.

Об авторе

Katsuki Sekida (1903-1987) начал свою практику Дзен в 1915 и обучение в Empuku-дзи монастыря в Киото и Ryutaku-дзи монастыря в Мисима, Япония, где у него был большой опыт самадхи в раннем возрасте. Он стал школьный учитель из английского до выхода на пенсию, то он вернулся в очного обучения Дзэн. Преподавал в Гонолулу Zendo и Мауи Zendo от 1963 в 1970 и на Лондонской Zen общества с 1970 в 1972. Тогда он произвел два его великих произведений, опубликованных в Америке и Японии, Zen обучения В 1975 и Два классика дзен В 1977.

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Attaining the Silence of Absolute Samadhi through Zazen

Attaining the Silence of Absolute Samadhi through Zazen

Let's try an experiment that we call "one-minute zazen":

With your eyes wide open, stare at something in the distance: the corner of the building outside the window, a point on a hill, a tree or a bush, or even a picture on the wall.

At the same time stop, or nearly stop, breathing, and with your attention concentrated on that one point, try to prevent ideas from coming into your mind.

You will find that you really are able to inhibit thoughts from starting. You may feel the beginnings of some thoughtlike action stirring in your mind, but that, too, can be kept under control.

Repeated practice will give you the power to inhibit the appearance of even the faintest shadow of thought.

This inhibition can be sustained as long as the breath is stopped or almost stopped. Your eyes are reflecting the images of outside objects clearly, but "perception" does not occur. No thinking of the hill, no idea of the building or picture, no mental process concerning things inside or outside your mind will appear. Your eyes simply reflect the images of outside objects as a mirror reflects them. This simplest mental action may be called "pure sensation."

William James, in his classic Textbook of Psychology, depicts this pure sensation as follows:


 Get The Latest From InnerSelf


"Sensation distinguished from perception ? It is impossible rigorously to define a sensation...and perceptions merge into each other by insensible degrees. All we can say is that what we mean by sensations are first things in the way of consciousness. They are the immediate results upon consciousness of nerve-currents as they enter the brain, before they have awakened any suggestions or associations with past experience: absolutely pure sensation.

"The next impression produces a cerebral reaction in which the awakened vestige of the last impression plays its part. Another sort of feeling and a higher grade of cognition are the consequence. 'Ideas' about the object mingle with awareness of its mere sensible presence, we name it, class it, compare it, make propositions concerning it... In general, this higher consciousness about things is called perception, the mere inarticulate feeling of their presence is called sensation. We seem to be able to lapse into this inarticulate feeling at moments when our attention is entirely dispersed."

In our experiment of one-minute zazen, sensation resulted from strong inhibition of the process of thinking. While James considered that to some degree we seem able to "lapse into this inarticulate feeling at moments when our attention is entirely dispersed," in our one-minute zazen strong mental power controls our mind and inhibits dispersed attention and wandering thoughts. It is not an inarticulate state of mind but a strong, voluntary, inward concentration.

Where does this mental power come from? In our experiment it came from stopping (or almost stopping) breathing. And stopping breathing necessarily involves straining the abdominal respiratory muscles ? in other words, developing tension in the tanden.

Mental power, or we might say spiritual power, in the sense of this strong inward concentration, comes from tension in the tanden. At first this may sound somewhat ridiculous. But it proves true, as we shall try to show.

Try the following:

Sit down quietly for a time with the intention of not thinking anything.

Presently, however, some idea will come into your head, and you will become absorbed in it and forgetful of yourself. But before long you will suddenly become aware of yourself and start once again trying not to think anything.

Before perhaps twenty seconds have passed, however, you will once again find a new idea cropping up and will be drawn into thinking about it, forgetful of yourself. Repeat the same process time and time again, and at last you come to realize that you cannot control the thoughts occurring in your own mind.

Now try a variation of the one-minute zazen exercise:

Stop, or nearly stop, your breathing. Then breathe slowly and deeply, repeatedly generating new tension in the abdominal respiratory muscles. You will find your attention can be sustained by the tension of the respiratory muscles.

Breathing has an extremely important role in controlling thoughts in zazen practice. When you observe carefully how it is done, you find a tremendous amount of effort is being used. Even in spite of this, certain lapses of concentration appear and thoughts threaten to creep in. Each time, they can be inhibited by a renewed effort of concentration.

The effort involves keeping up or renewing the tension in the respiratory muscles. This tension leads to samadhi, which is a steady wakefulness, with thoughts controlled and spiritual power maximally exerted.

In zazen, the thoracic cage (between neck and abdomen) is to be kept as still as possible. Inhalation is done by inflating the lower abdomen, while exhalation is performed by contracting the abdominal muscles.

There is an important difference between normal breathing and breathing in zazen: In zazen, the free contraction of the abdominal muscles and their upward pushing movement are opposed by the diaphragm. This produces bated breath.

This sounds complicated, but is in fact very simple: you have only to hold your breath. If you then expire slowly, little by little, it is necessarily done by holding the diaphragm down and steadily checking the upward pushing movement of the abdominal muscles. This is what we mean when we speak of "throwing strength into the tanden." It results in the generation of what ultimately proves to be spiritual power.

If you manage to keep the diaphragm and the abdominal muscles contracting in opposition with almost equal strength, your breath will almost be stopped, though there is some quiet and almost imperceptible escape of breath from the lungs because of the natural bodily pressure. When we speak of stopped, or almost stopped, breath, we generally mean the state of very quiet respiration.

At the beginning of this chapter we described the experiment of "one-minute zazen" and found we could control thoughts occurring in the brain by holding our breath. That control and inhibition of thought came from this opposed tension in the abdominal muscles and diaphragm. From the experience of zazen we are bound to conclude that by maintaining a state of tension in the abdominal respiratory muscles we can control what is happening in the brain.

Even those who know nothing about Zen will throw strength into the abdomen, by stopping their breath, when they try to put up with biting cold, bear pain, or suppress sorrow or anger. They use this method to generate what may be called spiritual power.

The abdominal muscles can be regarded as a kind of general manager of the muscular movements of the entire body. When doing heavy manual work, such as weight lifting or wielding a sledge-hammer, you cannot bring the muscles of the rest of the body into play without contracting these muscles. Even in raising a hand or moving a leg you are using the abdominal muscles. Scribble with your pen or thread a needle and you will find tension developing in the diaphragm. Without cooperation of the respiratory muscles you cannot move any part of the body, pay close attention to anything, or, indeed, call forth any sort of mental action. We cannot repeat this fact too often: it is of the greatest importance but has been rather ignored up to now.

What is described in this chapter is not found elsewhere in Zen literature. It is a new proposal. Of course, if you are experienced in zazen and do not like the method proposed here, you may ignore it. However, as your practice develops you may come to see the value of it.

COUNTING AND FOLLOWING THE BREATH

It is usual to begin the practice of zazen by counting your breaths. There are three ways of doing this:

1. Count both inhalations and exhalations. As you inhale, count "one" inwardly; as you exhale, count "two," and so on up to ten. Then return to one again and repeat the process.

2. Count your exhalations only, from one to ten, and repeat. Let the inhalations pass without counting them.

3. Count your inhalations only, letting the exhalations pass without counting them.

Of these three, the first method is generally used for the initiation of beginners, the second is recognized as a more advanced step, and the third is somewhat difficult for a beginner but gives good training in inspiration.

When beginning to practice the first method, it may be helpful to whisper the count inaudibly, or even audibly. Then, except for occasions when you feel the need for audible counting, concentrate on the counting inwardly.

In practicing the second method, say "won-n-n" with a lengthened expiration, and after taking a breath say "two-oo-oo" with the next expiration. With each count the expiration will naturally go down below the horizon of breathing. Thereafter you keep on, saying "three-ee-ee," "four-r-r," and so on, up to ten.

But in the middle of counting, some other idea will suddenly come into your head, and you will find yourself involved with that thought for a while. However, you will soon return to yourself and take up the counting again ? but now you discover you have forgotten where you left off and must go back to the beginning and start from one again.

All beginners who try this practice for the first time experience this, and are surprised by their inability to control their thoughts. Some readers may find this hard to believe. Then they should try it for themselves and see how their minds wander. That's exactly what a Zen teacher wants them to be aware of, and the teacher will say, "Use this method for a while to train your mind."

The third method is training in breathing. The most important thing in this case is to inflate the lower abdomen and inhale. In the course of saying "one," generally the tidal volume will be filled. As you approach the end of the inhalation it will tend to become chest breathing and you will have to make an effort to keep up the abdominal breathing.

POSITIVE SAMADHI AND ABSOLUTE SAMADHI

Although we discuss samadhi in detail in the next chapter, we want at this stage to make a clear distinction between the two kinds of samadhi, since it is important to our practice of counting breaths.

There are two kinds of samadhi: absolute samadhi and positive samadhi. People generally associate the term samadhi with Nirvana, in which the activity of consciousness is almost stopped. But the samadhi reached in counting the breaths involves a very definite action of consciousness. This, then, is an active sort of samadhi, which we call positive samadhi, to distinguish it from the other kind, which we call absolute samadhi.

We do not call it "negative samadhi," because absolute samadhi constitutes the foundation of all Zen activities and also because it leads us to experience pure existence.

To date, these two kinds of samadhi have not been clearly distinguished, and confusion has resulted. Some traditions of Zen involve a large element of positive samadhi, while absolute samadhi is more important in others. We suggest that the right course is to develop positive and absolute samadhi equally.

To enter the silence of absolute samadhi is to shake off what we call the habitual way of consciousness ? in an old phrase, "topsy-turvy delusive thought." By doing so we purify body and mind.

Then, going out (or coming back) into the world of actual life and of the ordinary activity of consciousness, we enjoy positive samadhi and freedom of mind in the complicated situations of the world. This is real emancipation.

When we return to counting breaths, a useful analogy can be drawn with the state of mind necessary in driving a car. When driving you are obligated to exercise two kinds of attention. The first is sharply focused, directed upon a certain limited zone ahead of you. The second is quite the opposite and is diffused over a broad area; you are on the lookout for emergencies arising in any direction.

Similarly, in counting breaths, both sharply focused and diffused attention are required. We have to concentrate on reciting the numbers, while at the same time being alert not to miss their order. This may sound easy, but in fact, the more you concentrate on the individual breaths and counts, the more difficult it is to keep the attention widely diffused at the same time. To accomplish the two things at once requires vital effort.

One final word about counting the breaths: If, after making good progress in zazen, you return to this practice once more, you will find that it leads to the development of an extraordinarily brilliant condition of consciousness. But this is not to be expected in the zazen of beginners. Teachers, therefore, are usually satisfied if students can master just the elements of counting the breaths and will then pass them to another kind of practice.

The students may suppose that they have finished with this sort of discipline and they will not have to practice it again, but this is mistaken. Students practicing alone may also revert to counting the breaths from time to time, even though they have gone on to other kinds of exercises.

FOLLOWING THE BREATH

A certain understanding of Zen makes people vaguely seek after absolute samadhi, even though perhaps not consciously. When you practice counting the breaths, if you recognize that it is a training in positive samadhi, you will find it brilliantly illuminating. But this will come only when you have made considerable progress in your study of Zen.

When beginners have worked on breath counting for a while they will find, without knowing why, that the counting is something of an encumbrance to them. They will wish to practice a quiet form of meditation in which the activity of consciousness will be transcended. Then, very naturally, they turn to the practice of following the breath.

Instructions for following the breath are very simple:

Follow each inhalation and exhalation with concentrated attention. At the beginning of your exhalation, breathe out naturally, and then when you reach a point near the horizon of breathing, squeeze the respiratory muscles so as nearly to stop breathing.

The air remaining in the lungs will almost imperceptibly escape, little by little. At first this escape will be so slight that you may not notice it. But presently it will become noticeable, and as the exhalation goes below the horizon you will find that the air is being pushed out intermittently.

If you regulate the escape of air in a methodical manner you will advance more effectively toward samadhi. The longer the exhalation, the sooner you will be there.

A very long exhalation, however, must necessarily be followed by short, rather quick respirations, because of the oxygen deficiency that results. This more rapid respiration need not disturb samadhi, as long as you continue with abdominal breathing. If you find this irregular method of breathing uncomfortable, try shorter exhalations.

WANDERING THOUGHTS

When using short or moderate exhalations, however, even those who have made considerable progress in zazen will often find it difficult to control wandering thoughts. Let us consider these wandering thoughts for a moment.

They are of two kinds. The first type is that which appears momentarily and disappears quickly. The second is of a narrative nature and makes up a story. The first type may be subdivided into two: (1) noticing someone coughing, the window rattling, birds chirping, and similar distractions that intrude momentarily from outside; and (2) the momentary thought that springs up from within, so that we think, "Now I am getting into samadhi," or "I am not doing well today." This sort of thinking does not disturb our getting into samadhi very much, and as samadhi progresses, these thoughts gradually disappear of themselves.

The second type of wandering thought is the sort of narration that occurs in daydreaming, in which you think, for example, of a recent conversation, and you are once again absorbed in the situation. While the body is apparently sitting in meditation, the mind is getting angry or bursting into laughter. These kinds of thoughts often happen when you are practicing moderate exhalations, and they are quite a nuisance.

Every so often you come back to yourself, notice the wandering thoughts, and pluck up concentration to control the fantasy. But eventually you find that your power is too weak. How can you get out of this condition?

There is no way other than by generating tension in the respiratory muscles by stopping or almost stopping the breath with a long, slow exhalation. That strength and energy give you the power to control wandering thoughts.

After a few long exhalations, you will find your lower abdomen equipped with a strength you have never experienced in your ordinary breathing. It gives you the feeling, we might say, that you are sitting on the throne of existence.

This will naturally lead you to samadhi.

Article Source:

A Guide to ZenA Guide to Zen: Lessons from a Modern Master
by Katsuki Sekida.


Reprinted with permission of the publisher, New World Library. ©2003 www.newworldlibrary.com

Info/Order this book (hardback) or order reprint edition/different cover art (paperback).

More books by this author.

About the Author

Katsuki Sekida (1903–1987) began his Zen practice in 1915 and trained at the Empuku-ji Monastery in Kyoto and the Ryutaku-ji Monastery in Mishima, Japan, where he had deep experience of samadhi early in life. He became a high school teacher of English until his retirement, then he returned to a full-time study of Zen. He taught at the Honolulu Zendo and Maui Zendo from 1963 to 1970 and at the London Zen Society from 1970 to 1972. Then he produced his two great works, both published in America and Japan, Zen Training in 1975 and Two Zen Classics in 1977.

enafarzh-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

follow InnerSelf on

facebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}