Может ли наш последний момент в жизни быть эйфорическим?

Смерть: может ли наш последний момент быть эйфоричным? Роберто Тромбетта / Flickr, CC BY-SA

Люди часто выглядят так, будто спят сразу после смерти, с нейтральным выражением лица. Но у одного из моих родственников, который испытывал сильную боль в часы, предшествовавшие его смерти, и не имел доступа к медицинской помощи, было сияющее, восторженное выражение. В течение десятилетий я задавался вопросом, могут ли последние минуты жизни быть эйфорическими. Может ли умирание вызвать поток эндорфинов, особенно в отсутствие обезболивающих? Гёран, 77 лет, Хельсингборг, Швеция.

У поэта Дилана Томаса было несколько интересных вещей о смерти, не в последнюю очередь в одно из его самых известных стихов:

А ты, мой отец, там на печальной высоте,

Прокляни, благослови меня сейчас твоими жестокими слезами, я молюсь.

Не уходи нежно в эту спокойную ночь.

Гнев, ярость против умирающего света.

Часто предполагается, что жизнь ведет битву до смерти против смерти. Но возможно ли, как вы предлагаете, смириться со смертью?


Получите последние новости от InnerSelf


Как эксперт по паллиативной помощи, я думаю, что умирает процесс, который происходит за две недели до нашего ухода. За это время люди стремятся стать менее здоровыми. Они обычно изо всех сил пытаются ходить и становятся более сонными - им удается бодрствовать в течение более коротких периодов. К последним дням жизни способность глотать таблетки или потреблять еду и напитки ускользает от них.

Примерно в это же время мы говорим, что люди «активно умирают», и мы обычно думаем, что это означает, что им осталось жить два-три дня. Однако ряд людей пройдут весь этот этап в течение дня. И некоторые люди могут фактически оставаться на пороге смерти в течение почти недели, прежде чем они умрут, что, как правило, крайне огорчает семьи. Поэтому с разными людьми происходят разные вещи, и мы не можем их предсказать.

Фактический момент смерти сложно понять. Но еще неопубликованное исследование предполагает, что, когда люди приближаются к смерти, в организме увеличивается количество стрессовых химических веществ. Для людей с раком, а может и для других тоже воспалительные маркеры идут вверх, Это химические вещества, которые увеличиваются, когда организм борется с инфекцией.

Вы предполагаете, что перед тем, как кто-то умирает, может также возникнуть прилив эндорфинов Но мы просто не знаем, так как никто еще не исследовал эту возможность. Однако исследование, проведенное в 2011 году, показало, что уровень серотонина, другого химического вещества в мозге, который, как считается, также способствует ощущению счастья, втрое в мозгах шести крыс как они умерли. Мы не можем исключить возможность того, что нечто подобное может случиться с людьми.

Технология определения уровня эндорфинов и серотонина у людей существует. Тем не менее, получение повторных проб, особенно крови, в последние часы чьей-то жизни является сложной логистической задачей. Получить финансирование для этого исследования тоже сложно. В Великобритании исследования рака в 2015-2016 годах получили 580 миллионов фунтов стерлингов, в то время как исследование паллиативной помощи менее 2 миллионов фунтов стерлингов.

Однако нет никаких данных, свидетельствующих о том, что такие обезболивающие, как морфин, будут препятствовать выработке эндорфинов. Боль даже не всегда проблема, когда люди умирают. Мои собственные наблюдения и обсуждения с коллегами предполагают, что если боль не была проблемой для человека раньше, она необычно становилась проблемой в процессе умирания. В общем, похоже на боль людей уменьшается в процессе умирания, Мы не знаем, почему это так - это может быть связано с эндорфинами. Опять же, никаких исследований еще не было сделано по этому вопросу.

Может ли наш последний момент в жизни быть эйфорическим? Фрактал Ньютона. википедия, CC BY-SA

В мозге существует ряд процессов, которые могут помочь нам преодолеть сильную боль. Вот почему солдаты на поле боя часто не чувствую боли когда их внимание отвлекается. Работать Ирэн Трейси в Оксфордском университете демонстрирует захватывающая сила плацебовнушение и религиозные убеждения в преодолении боли. Медитация также может помочь.

Эйфорические переживания

Но что может вызвать эйфорическое переживание во время смерти, кроме эндорфинов или альтернативных нейротрансмиттеров? Когда тело отключается, мозг поражается. Вполне возможно, что способ, которым это происходит, каким-то образом влияет на опыт, который мы имеем в момент смерти. Американский нейроанатом Джилл Болт-Тейлор в своем выступлении на TED она описала, как она испытывала эйфорию и даже «нирвану» во время околосмертного опыта, когда ее левое полушарие мозга, которое является центром логики и рациональной мысли, закрылось после инсульта.

Интересно, что хотя травма Болт-Тейлор была на левой стороне ее мозга, травма на правой стороне мозга также может увеличить ваши чувство близости с высшей силой.

Я думаю, что есть шанс, что у вашего родственника был глубокий духовный опыт или осознание. Я знаю, что когда мой дедушка умер, он поднял руку и палец, как будто он указывал на кого-то. Мой отец, набожный католик, считает, что мой дедушка видел его мать и мою бабушку. Он умер с улыбкой на лице, что принесло глубокую уверенность моему отцу.

Процесс умирания священное для буддистов, которые считают, что момент смерти дает большой потенциал для ума. Они видят переход от жизни к смерти как самое важное событие в вашей жизни - тот момент, когда вы переносите карму из этой жизни в другие жизни.

Это не значит, что у религиозных людей обычно больше радостных переживаний смерти. Я был свидетелем того, как священники и монахини становятся чрезвычайно обеспокоенными приближением к смерти, возможно, поглощенными заботами об их моральном статусе и страхом судить.

Может ли наш последний момент в жизни быть эйфорическим? Накладные «маски смерти» сотен знаменитых людей. Парашкёв Начев

В конечном счете, каждая смерть отличается - и вы не можете предсказать, кто будет иметь мирную смерть. Я думаю, что некоторые из тех, кого я видел, не получили пользы от химикатов с хорошим самочувствием. Я могу вспомнить, например, несколько молодых людей, которые находятся под моей опекой, которым было трудно принять, что они умирают. У них были молодые семьи, и они никогда не оседали в процессе умирания.

Те, кого я видел, у которых, возможно, был экстатический опыт к концу их жизни, были вообще теми, кто так или иначе принял смерть и был в мире с неизбежностью этого. Здесь может быть важна помощь - исследование пациентов с раком легких, которые получили раннюю паллиативную помощь, оказалось более счастливым и жили дольше.

Я помню одну женщину, которая питалась по венам. У нее был рак яичников, и она не могла есть. Люди, которых кормят таким образом, подвергаются риску серьезных инфекций. После второго или третьего угрожающего жизни заражения она изменилась. Ощущение мира, исходящее от нее, было ощутимым. Ей удалось на короткое время вернуться домой из больницы, и я до сих пор помню, как она говорила о красоте закатов. Эти люди всегда запоминаются и заставляют меня задуматься о своей жизни.

В конечном счете, мы очень мало знаем о том, что происходит, когда кто-то умирает. После 5,000 лет лекарств мы можем рассказать вам, как вы умираете от утопления или сердечного приступа, но мы не знаем, как вы умираете от рака или пневмонии. Лучшее, что мы можем сделать, это описать это.

Мои исследования направлены на то, чтобы попытаться демистифицировать процесс умирания, понять основы биологии и разработать модели, предсказывающие последние недели и дни жизни. Со временем мы также можем исследовать роль эндорфинов в последние часы жизни и действительно получить окончательный ответ на ваш вопрос.

Вполне возможно, что мы переживаем наш самый глубокий момент в темной глубине между жизнью и смертью. Но это не значит, что мы должны прекратить бушевать против смерти света. Как сказал шведский дипломат Даг Хаммаршельд:

Не ищите смерти. Смерть найдет тебя. Но ищите путь, который делает смерть реализацией.

Об авторе

Симус Койл, почетный научный сотрудник, Ливерпульский университет

Эта статья переиздана из Беседа под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Как мозг сложнее, чем предполагает анатомия
Как мозг сложнее, чем предполагает анатомия
by Сальваторе Доменик Моргера
Восемь мыслящих ловушек и предубеждений для защиты от
Восемь мыслящих ловушек и предубеждений для защиты от
by Доктор Пол Napper, Psy.D. и доктор Энтони Рао, доктор философии

ОТ РЕДАКТОРОВ

День расплаты настал для Республиканской партии
by Роберт Дженнингс, InnerSelf.com
Республиканская партия больше не является проамериканской политической партией. Это нелегитимная псевдополитическая партия, полная радикалов и реакционеров, чья заявленная цель - сорвать, дестабилизировать и ...
Почему Дональд Трамп может быть самым большим неудачником в истории
by Роберт Дженнингс, InnerSelf.com
Обновлено 2 июля 20020 г. - Вся эта пандемия коронавируса стоит целое состояние, может быть, 2, 3 или 4 состояния, неизвестного размера. Ах да, и сотни тысяч, а может и миллионов людей умрут ...
Голубые глаза против коричневых глаз: как учат расизму
by Мари Т. Рассел, Внутренний
В этом эпизоде ​​Oprah Show 1992 года отмеченная наградами активистка и пропагандист антирасизма Джейн Эллиотт преподала аудитории сложный урок о расизме, демонстрируя, насколько легко выучить предрассудки.
Изменения придут ...
by Мари Т. Рассел, Внутренний
(30 мая 2020 г.) Когда я смотрю новости о событиях в Филадельфии и других городах страны, мое сердце болит от того, что происходит. Я знаю, что это часть больших перемен, которые происходят ...
Песня может поднять сердце и душу
by Мари Т. Рассел, Внутренний
У меня есть несколько способов, с помощью которых я могу избавиться от темноты, когда обнаружу, что она закралась. Один из них - садоводство или времяпровождение на природе. Другое молчание. Еще один способ чтения. И тот, который ...

Can Our Final Moment In Life Be Euphoric?

Death: Can Our Final Moment Be Euphoric? Roberto Trombetta/Flickr, CC BY-SA

People often look like they are sleeping just after dying, having a neutral facial expression. But one of my relatives, who had intense pain the hours leading up to his death and lacked access to medical care, had a radiant, ecstatic expression. For decades, I have wondered whether the last minutes of life can be euphoric. Could dying perhaps trigger a flood of endorphins, in particular in the absence of painkillers? Göran, 77, Helsingborg, Sweden.

The poet Dylan Thomas had some interesting things to say about death, not least in one of his most famous poems:

And you, my father, there on the sad height,

Curse, bless, me now with your fierce tears, I pray.

Do not go gentle into that good night.

Rage, rage against the dying of the light.

It is often assumed that life wages a battle to the last against death. But is it possible, as you suggest, to come to terms with death?


 Get The Latest From InnerSelf


As an expert on palliative care, I think there is a process to dying that happens two weeks before we pass. During this time, people tend to become less well. They typically struggle to walk and become sleepier – managing to stay awake for shorter and shorter periods. Towards the last days of life, the ability to swallow tablets or consume food and drinks eludes them.

It is around this time that we say people are “actively dying”, and we usually think this means they have two to three days to live. A number of people, however, will go through this entire phase within a day. And some people can actually stay at the cusp of death for nearly a week before they die, something which usually is extremely distressing for families. So there are different things going on with different people and we cannot predict them.

The actual moment of death is tricky to decipher. But a yet unpublished study suggests that, as people get closer to death, there is an increase in the body’s stress chemicals. For people with cancer, and maybe others, too, inflammatory markers go up. These are the chemicals that increase when the body is fighting an infection.

You suggest that there may also be an endorphin rush just before someone dies. But we just don’t know as nobody has yet explored this possibility. A study from 2011, however, showed that the levels of serotonin, another brain chemical that is also thought to contribute to feelings of happiness, tripled in the brains of six rats as they died. We can’t rule out the possibility that something similar could happen in humans.

The technology to look at endorphin and serotonin levels in humans does exist. Nevertheless, getting repeated samples, especially blood, in the last hours of someone’s life is logistically challenging. Getting the funding to do this research is hard, too. In the UK, cancer research in 2015-2016 was awarded £580m whereas palliative care research was awarded less than £2 million.

There is no evidence suggesting that painkillers such as morphine would prevent endorphins from being produced, however. Pain isn’t even always an issue when people die. My own observations and discussions with colleagues suggest that if pain has not really been an issue for a person earlier, it is unusual for it to become a problem during the dying process. In general, it seems like people’s pain declines during the dying process. We don’t know why that is – it could be related to endorphins. Again, no research has yet been done on this.

Can Our Final Moment In Life Be Euphoric? Newton fractal. wikipedia, CC BY-SA

There are a number of processes in the brain that can help us overcome severe pain. This is why soldiers on the battlefield often don’t feel pain when their attention is diverted. Work by Irene Tracy at the University of Oxford demonstrates the fascinating power of placebo, suggestion and religious beliefs in overcoming pain. Meditation can also help.

Euphoric experiences

But what could cause a euphoric experience during death, other than endorphins or alternative neurotransmitters? As the body shuts down, the brain is affected. It is possible that the way in which this happens somehow influences the experiences we have at the moment of death. The American neuroanatomist Jill Bolte-Taylor has described in a TED talk how she experienced euphoria and even “nirvana” during a near-death experience in which her left brain hemisphere, which is the centre of logic and rational thought, shut down following a stroke.

Interestingly, even though Bolte-Taylor’s injury was to the left side of her brain, an injury to the right side of the brain can also increase your feelings of being close to a higher power.

I think there is a chance that your relative had a deep spiritual experience or realisation. I know that when my grandfather died he raised his hand and finger as if he was pointing at someone. My father, a devout catholic, believes that my grandfather saw his mother and my grandmother. He died with a smile on his face, which brought profound reassurance to my father.

The dying process is sacred to Buddhists, who believe that the moment of death provides great potential for the mind. They see the transition from living to dying as the most important event of your life – that point when you carry Karma from this life into other lives.

That doesn’t mean that religious people generally have more joyful death experiences. I have witnessed priests and nuns become extremely anxious as they approach death, perhaps consumed by concerns about their moral record and the fear of judgement.

Can Our Final Moment In Life Be Euphoric? Overlaid ‘death masks’ of hundreds of famous men. Parashkev Nachev

Ultimately, every death is different – and you can’t predict who is going to have a peaceful death. I think some of those I have seen die didn’t benefit from a rush of feel-good chemicals. I can think of a number of younger people in my care, for example, who found it difficult to accept that they were dying. They had young families and never settled during the dying process.

Those I have seen who may have had an ecstatic experience towards the end of their lives were generally those who somehow embraced death and were at peace with the inevitability of it. Care may be important here – a study of lung cancer patients who received early palliative care were found to be happier and lived longer.

I remember one woman who was getting nutrition through her veins. She had ovarian cancer and was not able to eat. People fed like this are at risk of serious infections. After her second or third life-threatening infection, she changed. The sense of peace emanating from her was palpable. She managed to get home from hospital for short periods and I still remember her talking about the beauty of sunsets. These people always stick in my mind and they always make me reflect on my own life.

Ultimately, we know very little about what happens when someone is dying. After 5,000 years of medicine, we can tell you how you die from drowning or a heart attack, but we don’t know how you die from cancer or pneumonia. The best we can do is describe it.

My research is focused on trying to demystify the dying process, understand the basic biology and develop models predicting the last weeks and days of life. In time, we may also get to research the role endorphins play in the last hours of life and actually get to answer your question definitively.

It is possible that we experience our most profound moment in the murky hinterland between life and death. But that doesn’t mean we should stop raging against the dying of the light. As the Swedish diplomat Dag Hammarskjöld put it:

Do not seek death. Death will find you. But seek the road which makes death a fulfilment.

About The Author

Seamus Coyle, Honorary Clinical Research Fellow, University of Liverpool

This article is republished from The Conversation under a Creative Commons license. Read the original article.

enafarzh-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

follow InnerSelf on

facebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}