Декодирование Альпийской симфонии Ричарда Штрауса

Декодирование Альпийской симфонии Ричарда Штрауса

Составляя симфонический пейзаж: масляная живопись 1818 Каспара Давида Фридриха, Странник над морем Тумана. Wikimedia Commons

«Тот, кто поднимается на самые высокие горы, смеется над всеми трагическими играми и трагической реальностью», сказал пророческий герой немецкого философа Ницше Таким образом, Spare Zarathustra. Беседа

Ричард Штраус, который уже произвел оркестровую работу, вдохновленную этой книгой, по-видимому, принял это предписание близко к сердцу при составлении Альпийской симфонии (1915), которая, несмотря на название, лучше считалась последним из его «тонных стихов».

Восемь ранних тоновых стихов, одномандатных оркестровых пьес с названиями и предисловиями, связывающими музыку с литературой или другим предметом, сделало Штрауса одним из самых знаменитых (и противоречивых) композиторов того времени. Однако, хотя он продолжал сочинять до своей смерти в 1949, он сконцентрировался после этого на опере, а не на оркестровой музыке.

Следовательно, «Альпийская симфония» знаменует собой конец эпохи, как для композитора, так и для немецкой симфонической музыки в более общем плане, потому что после Первой мировой войны большие романтические произведения вроде этого сильно вышли из моды. Хотя это тонное стихотворение было завершено, в то время как ужасы войны доминировали в новостях, это не предполагает никакого понимания его более масштабной политической или исторической ситуации. Скорее, альпийская симфония оставалась сосредоточенной на представлении пейзажа через музыку.

Трагические вдохновения

Штраус впервые начал работать над тем, что станет альпийской симфонией в 1900 под названием «Трагедия художника» - ссылкой на самоубийство швейцарского художника Карл Штауффер-Берн, В следующем десятилетии он отложил проект и, казалось бы, поменял оркестровую композицию для оперы, добившись огромного успеха на сцене скандальным Саломея, а еще темнее Электра, прежде чем он вернулся к более доступной музыкальной цене с заполненным вальсом Rosenkavalier.

Непосредственным импульсом возвращения Штрауса к альпийской симфонии была преждевременная смерть в 1911 его друга, австрийского композитора Густава Малера. Малер тоже простился с немецкой симфонической традицией в своей Девятой симфонии, которая изящно исчезает в ничто в конце четвертого движения.

Симфония Густава Малера No.9.

Даже когда Штраус снова занялся работой над проектом, его имя все еще продолжалось. Он предполагал называть это «Антихристом» (после Книга Ницше одного и того же названия), поскольку он «представляет собой моральное очищение посредством своей силы, освобождения посредством работы, [и] поклонения вечной, великолепной природе», как писал Штраус его дневник в мае 1911. Но когда этот титул был отменен в пользу альпийской симфонии, связь с Ницше была закрыта.

Человек против дикой природы

На поверхности тогда окончательная форма альпийской симфонии - звуковой портрет неопознанного героя, успешно завоевавшего гору. К этому моменту в своей карьере Штраус жил, по крайней мере, частью года в южно-баварском городе Гармиш (ныне Гармиш-Партенкирхен), на виду Цугшпитце, самой высокой вершине Германии. Штраус любил ходить в Альпах.

Непрерывное стихотворение минутного тона 50 содержит части 22, описывающие различные ландшафтные особенности маршрута к вершине горы и от него: альпинист проходит через лес, ручей, у водопада, через цветущие луга и пастбища, через заросли и на ледник, прежде чем достигнуть вершины, каждый из которых предложен каким-то звуковым аналогом.

Временные и климатические изменения природы также видны: события дня ограничены восходом и закатом, а турист встречает туман и шторм.

Традиционное мастерство композитора при представлении музыкальных образований через музыку полностью отображается здесь: водопад является особым событием в его образном исполнении спрей для воды.

Страусс-образное исполнение брызг воды.

Предложить звук баварских горных пастбищ, Штраус использовал колокольчики - инструмент, который был запомнился Густавом Малером в его Шестой симфонии.

Звук баварских горных пастбищ.

Симфония Бетховена №. 6 (известный как пасторальная симфония) в некотором смысле является прецедентом для работы Штрауса. В обеих композициях есть ручей, а затем сильная буря, сопровождаемая блаженным спокойствием. Бетховен, однако утверждал, что его Симфония содержала «больше выражения чувств, чем живопись», а название его первого движения («Пробуждение веселых чувств по прибытии в страну») фокусирует внимание на эмоциональном путешествии по переживанию пейзажа, а не рисовать сам пейзаж.

Штраус, с другой стороны, хотел представить природу в звуке, но и показать протагониста, который его переживает. В этом смысле он выходит за пределы Бетховена в смелости его изображений.

Альпинист представлен в третьем разделе в смелая шагающая тема, который уверенно прослеживает зубчатый восходящий ход - пока он не натягивает несколько баров позже, так как альпинист запыхался.

Восхождение на гору.

Эта тема была фактически смоделирована по идее из финала Бетховена Пятая симфония, хотя ученые открыли это гораздо позже. Гениально, позже Штраус переворачивает его тему вверх дном как альпинист спускается в шторме.

Буря прибывает.

В промежутке альпинист умудряется достичь вершины, Здесь Штраус сводит пейзажную живопись, вызывая чувства триумфа, которые он сам бы испытал много раз в своих горных блужданиях.

Опять же, открытие этой новой темы - это заимствование, на этот раз из второе движение любимого скрипичного концерта немецкого композитора Макс Бруха. 1. Штраус свободно переделывает эту идею в прохождение возвышенного великолепия - симфонической музыки в ее самой монументальной.

Игра с историей

Есть и другие, более слабые связи с более ранней музыкой. Открытие Стихотворение Штрауса вспоминает прелюдию оперы Ричарда Вагнера, Das Rheingold, открытие драмы его четырехсекционный кольцевой цикл.

Обе работы начинаются с места тихой тишины, из которой музыка постепенно растет громко и живительно. Эти два композитора пытались представить природу в ее самой первичной форме и растущую жизнь, которая возникает из нее. Интересно, что, когда подростка Штрауса поймали бурю в горах, он передал опыт в импровизированную фортепианную композицию: «Естественно, огромная тонная живопись и смущение à la Wagner», - писал ранний 15-летний, не будучи поклонником Музыка Вагнера в то время.

Но к тому времени, когда он написал «Альпийскую симфонию», Штраус на протяжении многих лет был носителем Вагнера. Вероятно, это было преднамеренное уважение к эффекту, создаваемому Вагнером, хотя фактические темы в обоих отрывках совершенно разные.

Еще один вид аллюзии можно найти в прохождение луга, где сопутствующие вырванные струны («пиццикато») и изящная струнная бумага сильно напоминают текстуру, типичную для немецкого композитора Йоханнеса Брамса.

Академический Фестиваль Уормута Брамса, проводимый американским композитором Леонардом Бернштейном.

Даже более ранние работы Штрауса пересматриваются: взрыв в жизнь на "Восход”В Альпийской симфонии сродни одному из его предыдущих, и более известных, открытий: начало Также Спрач Заратустра - где пророк приветствует солнце. Этот отрывок стал знаковым, благодаря его использованию в фильме Стэнли Кубрика 2001: A Space Odyssey.

Strauss 'Также Спрач Заратустра делает незабываемое введение в 2001: Космическая одиссея.

И, наконец, открытие Альпийской симфонии с ее медленными нисходящими масштабами прямо цитирует с самого начала Штрауса гораздо раньше F-минорная симфония, Здесь Штраус возвращается к своим истокам за то, что оказалось его последним крупным оркестровым тонким стихотворением.

Приземленный

Итак, что означают все эти заимствования и аллюзии? Во-первых, они закрепили картину Штрауса как наследника немецких музыкальных традиций. Прежде чем он решительно передал свою преданность Вагнеру, Штраус подвергся кратковременному увлечению Брамсом, и это тоже оставило свой след. Тем не менее, Штраус не воспроизводил более ранние идеи пассивным образом в своей альпийской симфонии. Скорее, он преобразовал и переработал широкий спектр исходных материалов.

Более радикальной была еще большая повестка Штрауса, где он отделяет компанию от своих симфонических прекурсоров. Поскольку, по крайней мере, время Бетховена, симфония рассматривалась как полузасатый жанр. Было воспринято как метафизическое значение. Писатель и критик ЭТА Хоффманн Таким образом, в знаменитом обзоре Пятой симфонии Бетховена в 1810 он сказал: «Музыка раскрывает человеку неизвестное царство, мир, совершенно отдельный от окружающего его внешнего чувственного мира».

В последние десятилетия музыковеды, такие как Чарльз Юманс признал что повествование Штрауса в его оркестровых композициях было преднамеренно противоречит этому. Он отверг эти метафизические притязания, и его явная тоновая живопись в работах, таких как «Альпийская симфония», выражает более обоснованную, земную повестку дня. Ницше вызванный в также спрах Заратустра чтобы человечество «оставалось верным земле»; не верьте тем, кто говорит с вами о потусторонних надеждах ». В природе Штраус нашел земной объект, достойный поклонения.

Несколько десятилетий спустя Штраус предусмотрел написание еще одного тонового стихотворения под названием «Донау» (Дунай), дань уважения Венскому филармоническому оркестру. Но он никогда не доходил до предварительных эскизов.

Таким образом, альпийская симфония остается его последним значительным выходом на этой арене. Есть много способов приблизиться к этой работе: мы можем радоваться звуковой великолепности ее поверхности или восхищаться тем, насколько остроумный Штраус передумал в природе в музыкальных терминах или услышал в нем прощание с традицией, что сам Штраус был тонко подорван.

Это более сложная композиция, чем кажется. И поскольку это исчезает загадочно в ночная тьма, так и славная глава немецкой симфонической музыки прошла с этой работой в историю.

Об авторе

Дэвид Ларкин, старший преподаватель по музыковедению, Университет Сиднея

Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.

Похожие книги:

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = Ричард Штраус; maxresults = 3}

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

Что работает для меня: 1, 2, 3 ... ДЕСЯТКИ
Что работает для меня: 1, 2, 3 ... ДЕСЯТКИ
by Мари Т. Рассел, Внутренний

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Что работает для меня: 1, 2, 3 ... ДЕСЯТКИ
Что работает для меня: 1, 2, 3 ... ДЕСЯТКИ
by Мари Т. Рассел, Внутренний

Decoding Richard Strauss’s An Alpine Symphony

 Decoding Richard Strauss’s An Alpine Symphony

Composing a symphonic landscape: Caspar David Friedrich’s 1818 oil painting, Wanderer above the Sea of Fog. Wikimedia Commons

“He who climbs upon the highest mountains laughs at all tragic plays and tragic reality”, said the prophetic protagonist in the German philosopher Nietzsche’s Thus Spoke Zarathustra. The Conversation

Richard Strauss, who had already produced an orchestral work inspired by that book, seemingly took this injunction to heart when composing An Alpine Symphony (1915), which despite the title is better considered as the last of his “tone poems”.

The eight earlier tone poems, single-movement orchestral pieces with titles and prefaces linking the music to literature or other subject matter, had made Strauss one of the most celebrated (and controversial) composers of his day. However, although he continued composing until his death in 1949, he concentrated thereafter on opera rather than orchestral music.

Consequently, An Alpine Symphony marks the end of an era, both for the composer and for German symphonic music more generally, because after the First World War big romantic works like this went severely out of fashion. Though this tone poem was completed while the horrors of war dominated the news, it does not suggest any awareness of its larger political or historical situation. Rather, An Alpine Symphony remained focused on the representation of a landscape through music.

Tragic inspirations

Strauss first began working on what would become An Alpine Symphony in 1900, under the title “Tragedy of an artist” - a reference to the suicide of Swiss-born painter Karl Stauffer-Bern. In the following decade he set the project aside and seemingly swapped orchestral composition for opera, achieving enormous success on stage with the scandalous Salome, and the still darker Elektra, before he turned back to more accessible musical fare with the waltz-filled Rosenkavalier.

The immediate impulse for Strauss’s return to An Alpine Symphony was the premature death in 1911 of his friend, the Austrian composer Gustav Mahler. Mahler too had bid farewell to the German symphonic tradition in his Ninth Symphony, which expires exquisitely into nothingness at the end of the fourth movement.

Gustav Mahler’s Symphony No.9.

Even when Strauss took up work on the project again, its name was still in flux. He envisaged calling it “The Antichrist” (after Nietzsche’s book of the same title), since it “represents moral purification through one’s own strength, liberation through work, [and] worship of eternal, magnificent nature”, as Strauss wrote on his diary in May 1911. But when this title was dropped in favour of An Alpine Symphony, the link to Nietzsche was obscured.

Man vs. wild

On the surface then, the final form of An Alpine Symphony is a sonic portrait of an unidentified protagonist successfully conquering a mountain. By this point in his career, Strauss was living at least part of the year in the southern Bavarian town of Garmisch (today Garmisch-Partenkirchen), within sight of Zugspitze, Germany’s highest peak. Strauss loved to go rambling in the alps.

The unbroken 50 minute tone poem contains 22 parts describing a variety of landscape features on the route to and from the mountain summit: the climber passes through the woods, by a stream, near a waterfall, across flowery meadows and pastureland, through thickets, and onto the glacier before reaching the top, each of these suggested by some sonic analogue.

Nature’s temporal and climatic changes are also prominent: the events of the day are bordered by sunrise and sunset, and the hiker encounters mist and a storm.

The composer’s customary skill at representing non-musical entities through music is on full display here: the waterfall is a particular highlight in its imaginative rendition of the water’s spray.

Strauss’ imaginative rendition of the water’s spray.

To suggest the sound of Bavarian mountain pastures, Strauss used cowbells – an instrument which had been memorably featured by Gustav Mahler in his Sixth Symphony.

The sound of Bavarian mountain pastures.

Beethoven’s Symphony no. 6 (known as the Pastoral symphony) is in some ways a precedent for Strauss’s work. Both compositions feature a brook, and later a violent storm followed by a beatific calm. Beethoven, however, claimed that his Symphony contained “more expression of feeling than painting”, and the title of his first movement (“Awakening of cheerful feelings upon arrival in the country”) bears out its focus on the emotional journey of experiencing the landscape, rather than on painting the landscape itself.

Strauss, on the other hand, wanted to represent nature in sound, but also to show the human protagonist who experiences it. In this sense, he goes beyond Beethoven in the boldness of his depictions.

The climber is introduced in the third section in a bold striding theme, which confidently traces a jagged ascending course – until it pulls up briefly a few bars later, as the climber runs out of breath.

Climbing the mountain.

This theme was actually modelled on an idea from the finale of Beethoven’s Fifth Symphony, although scholars only discovered this much later. Ingeniously, Strauss later flips his theme upside down as the mountaineer descends in haste through the storm.

The storm arrives.

In between, the climber manages to attain the summit. Here Strauss swaps landscape painting for evoking feelings of triumph that he himself would have experienced many times in his mountain wanderings.

Yet again, the opening of this new theme is a borrowing, this time from the second movement of German composer Max Bruch’s beloved Violin Concerto no. 1. Strauss freely reshapes this idea into a passage of sublime magnificence – symphonic music at its most monumental.

Playing with history

There are other, looser connections to earlier music. The opening of Strauss’s tone poem recalls the Prelude of Richard Wagner’s opera, Das Rheingold, the opening drama of his four-part Ring Cycle.

Both works start out from a place of quiet stillness, from which the music gradually grows in loudness and liveliness. The two composers were trying to represent nature in its most primal form, and the burgeoning of life that arises from it. Interestingly, when a teenage Strauss was caught out a storm in the mountains, he channelled the experience into an improvised piano composition: “naturally huge tone painting and smarminess à la Wagner”, the precocious 15-year-old wrote, being no fan of Wagner’s music at the time.

But by the time he wrote An Alpine Symphony, Strauss had been a card-carrying Wagnerian for many years. It is likely that this was a deliberate homage to the effect Wagner created – although the actual themes in both passages are quite different.

Yet another sort of allusion is found in the flowery meadows passage, where the accompanying plucked strings (“pizzicato”) and mellifluous string writing strongly recall a texture typical of German composer Johannes Brahms.

Brahms’ Academic Festival Overture conducted by American composer Leonard Bernstein.

Even Strauss’s earlier works are revisited: the explosion into life at the “Sunrise” in An Alpine Symphony is akin to one of his previous, and more famous, openings: the start of Also Sprach Zarathustra – where the prophet greets the sun. This passage has become iconic, thanks to its use in Stanley Kubrick’s 2001: A Space Odyssey.

Strauss’ Also Sprach Zarathustra makes for a memorable intro in 2001: A Space Odyssey.

And finally, the opening of An Alpine Symphony, with its slow descending scales, directly quotes from the start of Strauss’s much earlier F minor Symphony. Here, Strauss returns to his beginnings for what turned out to be his last major orchestral tone poem.

Down to earth

So what do all these borrowings and allusions signify? First, they cement the picture of Strauss as heir to the German music traditions. Before he decisively transferred his allegiance to Wagner, Strauss had undergone a brief Brahms infatuation, and this, too, had left its mark. Nonetheless, Strauss did not reproduce earlier ideas in a passive fashion in his Alpine Symphony. Rather, he transformed and reworked a wide range of source materials.

More radical still was Strauss’s larger agenda, where he parts company from his symphonic precursors. Since at least the time of Beethoven, the symphony had been treated as a semi-sacred genre. It was perceived to have metaphysical significance. The writer and critic E.T.A. Hoffmann expressed it thus in a famous review of Beethoven’s Fifth Symphony in 1810: “Music reveals to man an unknown realm, a world quite separate from the outer sensual world surrounding him.”

In recent decades, musicologists such as Charles Youmans have recognised that Strauss’s agenda in his orchestral compositions was deliberately at odds with this. He rejected these metaphysical pretensions, and his explicit tone-painting in works like An Alpine Symphony expresses a more grounded, earthly agenda. Nietzsche called in Also sprach Zarathustra for mankind to “remain true to the earth; do not believe those who speak to you of otherworldly hopes”. In nature, Strauss had found an earthly object that was worthy of worship.

A few decades later, Strauss envisaged writing one more tone poem called Der Donau (the Danube), a tribute to the Vienna Philharmonic Orchestra. But he never got further than the preliminary sketches.

An Alpine Symphony therefore remains his last substantial output within this arena. There are many ways to approach this work: we can rejoice in the sonic gorgeousness of its surface, or admire how cleverly Strauss has re-imagined of nature in musical terms, or hear in it a farewell to a tradition Strauss himself had subtly subverted.

It’s a more complex composition than it appears to be. And as it fades away enigmatically into nocturnal darkness, so too did a glorious chapter in German symphonic music pass with this work into history.

About The Author

David Larkin, Senior Lecturer in Musicology, University of Sydney

This article was originally published on The Conversation. Read the original article.

Related Books:

Richard Strauss: An Owner's Manual (Unlocking the Masters)
leisureAuthor: David Hurwitz
Binding: Paperback
Publisher: Amadeus Press
List Price: $24.99

Buy Now

Richard Strauss: 40 Songs: The Vocal Library
leisureAuthor: Richard Walters
Binding: Paperback
Publisher: Hal Leonard
List Price: $19.99

Buy Now

Richard Strauss: A Musical Life
leisureAuthor: Raymond Holden
Binding: Hardcover
Publisher: Yale University Press
List Price: $75.00

Buy Now